НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 
Код статьиS181570410026432-0-1
DOI10.54884/S181570410026432-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка
Адрес: Российская Федерация, Новокузнецк
Должность: профессор
Аффилиация: Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы144-153
Аннотация

В статье рассматривается проблема персонализации профессионального развития педагога на уровне образовательной организации. Представлены результаты исследования по разработке и частичной апробации индивидуального образовательного маршрута педагога на основе интеграции его формального, неформального и информального образования. Обоснованы нормативно-правовые аспекты создания индивидуального образовательного маршрута педагога как средства персонализации профессионального развития педагога; рассмотрены варианты формального, неформального и информального образования педагога; разработана матрица организационных форм его профессионального развития, включающая коллективные, групповые и индивидуальные формы развития педагога; описаны три этапа разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога в образовательной организации. Наиболее важные результаты исследования заключаются в выявлении возможностей для актуализации потенциальных ресурсов образовательной организации и компенсации дефицитарных знаний, умений и навыков педагогов средствами горизонтального обучения, а также в  обосновании интеграции формального, неформального и информального образования педагога при разработке индивидуального образовательного маршрута в образовательной организации. 

Ключевые слованепрерывное профессиональное развитие педагога, персонализация образования, индивидуальный образовательный маршрут, формальное, неформальное, информальное образование педагога
Получено28.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов16228
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Основные тенденции мирового образования и современная образовательная политика нашего государства формируют новое видение развития кадрового потенциала системы образования и, в частности, роли самого педагога. Происходящие изменения определяют необходимость гибкости и мобильности педагога к быстроменяющимся требованиям и условиям профессиональной деятельности, а соответственно непрерывного профессионального развития и, своего рода, определенного «апгрейда» – повышения уровня своего мастерства, чтобы соответствовать запросам потребителей образовательных услуг, вызовам местного сообщества и требованиям нормативных документов федерального, регионального и локального уровней, которые конкретизированы в Профессиональном стандарте педагога [1].
2 Модернизация научного и методического сопровождения профессионального развития педагога, необходимость его непрерывного и профессионального роста определены документами государственного значения. Поручением Президента РФ В.В. Путина заданы ориентиры повышения качества образования и обеспечения конкурентоспособности отечественного образования на уровне мирового сообщества [2]. Стратегические ориентиры образовательной политики определяют конкретные сроки апробации и анализа результативности реализации индивидуальных траекторий обучения посредством цифровых платформ персонализированного обучения как обучающихся, так и учителей [3]. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников констатирует ряд общих проблем действующей системы методической работы: несогласованность существующей системы повышения квалификации и современного содержания общего образования, отсутствие механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога на основе его профессиональных потребностей и дефицитов, неготовность педагогов и администрации к обновлению форм обучения и воспитания. Конкретизируя актуальные понятия, Концепция определяет принципы, структуру и основные направления деятельности единой системы научно-методического сопровождения педагогов посредством интеграции ресурсов федерального, регионального, муниципального и организационного уровней [4].
3 Однако выстраивание единой уровневой системы научно-методического сопровождения педагогов – процесс ступенчатый и времязатратный, требующий координации и интеграции деятельности методических служб всех уровней. Нам видится, что уже сейчас на уровне образовательной организации как низового звена реализации государственной кадровой политики в системе отечественного образования в распоряжении находятся необходимые документы и инструменты для поиска путей и форм реализации персонифицированного методического сопровождения педагогов для наполнения ресурсами регионального, муниципального и организационного уровней.

всего просмотров: 149

Оценка читателей: голосов 0

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.04.2023).

2. Указ Президента России от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.04.2023).

3. Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоявшегося 15 января 2019 года. № Пр-118 от 30 янв. 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59758 (дата обращения: 01.04.2023).

4. Распоряжение Минпросвещения России от 4 февраля 2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/51d3c15a6842dce2585500acd9236624/ (дата обращения: 01.04.2023).

5. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2–6.

6. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности. URL: http://www.raop.ru/ index.php?id=878 (дата обращения: 01.04.2023).

7. Грачёв В.В. Персонализация образования: монография. М.: Изд‐во СГИ, 2005. 200 с.

8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.

9. Шерайзина Р.М., Задворная М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования // ИСОМ. 2016. № 4-1. С. 173–177.

10. Атлас практик неформального образования / под науч. ред. А.А. Попова. М.: Национальный книжный центр, 2019. 264 с.

11. Атлас практик неформального образования / под науч. ред. А.А. Попова. М.: НКЦ Образование, 2021. 158 с.

12. Атлас форматов совместной работы. Версия 0.1 [Электронный ресурс]. URL: https://ntinews.ru/upload/iblock/6fa/6fa1869a00abecc4e511ed03559645a3.pdf (дата обращения: 08.04.2023).

13. Mourshed M., Chijioke C., Barber M. How the World’s Most Improved School Systems Keep Getting Better. New York: McKinsey & Company, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/client_service/social_sector/latest_thinking/worlds_most_improved_schools (дата обращения: 08.04.2023).

14. Personal Learning Environments: Challenging the dominant design of educational systems [Электронный ресурс] / S. Wilson etc. URL: http://dspace.ou.nl/bitstream /1820/727/1/sw_ectel.pdf (дата обращения: 01.04.2023).

15. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Проектирование муниципального центра поддержки и сопровождения непрерывного образования взрослых // Человек и образование. 2020. № 1. С. 23–28.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх