РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

 
Код статьиS181570410026364-5-1
DOI10.54884/S181570410026364-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Морской колледж ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова
Адрес: Новороссийск, Ул. Героев десантников д.14.кв.49
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы92-99
Аннотация

В статье рассматривается воспитательный потенциал Морского колледжа в условиях дистанционного обучения, дано авторское определение этому явлению, раскрыто его содержание, достоинства, характерные особенности и компоненты. Описаны педагогические условия развития и реализации воспитательного потенциала. Выявлены принципы, формы и методы воспитания курсантов, являющиеся наиболее эффективными в дистанционном формате. Разработана педагогическая модель развития и реализации воспитательного потенциала колледжа дистанционно, выделены ее структурные части, а также модули авторской целевой программы. Авторская целевая программа как ядро педагогической модели показала результативность с четко выраженной положительной динамикой в развитии уровней воспитанности курсантов. Развитие уровней воспитанности курсантов доказано экспериментально путем применения валидных научных методик, адаптированных к специфике Морского колледжа.

Ключевые словавоспитательный потенциал дистанционного обучения, морской колледж, воспитание, дистанционное обучение, модель, педагогические условия
Получено26.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов20101
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Социально-экономические процессы в нашей стране направлены на развитие качества образования, в том числе качества подготовки специалистов, готовящихся в системе среднего профессионального образования (СПО). Будущие специалисты морского транспорта должны быть не только подготовлены к профессиональной деятельности, но и быть воспитанными членами социума с высокими духовно-нравственными качествами, активной гражданской позицией. Цифровые технологии, развитие Интернета, создание особых информационных сред открывают новые возможности в организации воспитательной работы в условиях среднего профессионального образования. Повышение роли дистанционного обучения и воспитания курсантов связано со спецификой морской специальности, длительным нахождением курсантов в условиях мореплавания. Существенным фактором организации процесса дистанционного обучения и воспитания является нестандартная ситуация, связанная с возникновением пандемии. Экспериментальные исследования и опросы показали, что большинство учащихся морского колледжа владеют навыками работы с информацией, ее поиска и использования в учебной деятельности. В то же время в дистанционном формате недостаточно актуализируется и реализуется воспитательный потенциал морского колледжа, рассматриваемый как совокупность средств и возможностей развития субъектов образовательной деятельности в этих условиях. Таким образом, цель исследования – научное обоснование процесса актуализации воспитательного потенциала в особых условиях дистанта, с опорой на специфику будущего специалиста морского флота.
2 Проводимые исследования опираются на разработки в области активизации воспитательной деятельности молодежи, в частности на вопросы организации дистанционного обучения в высшей школе (Е.А. Тукова) [1] и на исследования мотивации студентов в условиях дистанта (Р.В. Базалий) [2]. Академик РАО, профессор И.В. Роберт особо подчеркивает значение актуализации воспитательной деятельности дистанционного обучения, ставит вопрос об актуальности выявления закономерностей, принципов, методик воспитания обучающихся в условиях информационного общества [3]. Вместе с тем, тема развития и реализации воспитательного потенциала курсантов морского колледжа в условиях дистанционного обучения в отечественной педагогике практически не рассматривалась.
3 Материалы и методы исследования. Работа опирается на педагогический эксперимент, проводимый на базе Морского колледжа ГМУ Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Был организован исходный констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня компьютерной грамотности и формирующий эксперимент в области организации процесса воспитания и развития обучаемых.
4 Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрение подходов отечественных и зарубежных ученых к понятию «воспитательный потенциал» позволяет прийти к выводу, что под данным явлением следует рассматривать совокупность возможностей, средств, условий по организации воспитательного процесса, развития у воспитанников духовно-нравственных качеств.

всего просмотров: 112

Оценка читателей: голосов 0

1. Тукова Е.А. Организация воспитательной работы со студентами дистанционной формы обучения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vospitatelnoy-raboty-so-studentami-distantsionnoy-formy-obucheniya/viewer (дата обращения: 28.11.2022).

2. Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Т. 8. С. 1–12.

3. Роберт И.В. Научно-педагогические условия развития образования периода цифровой трансформации // Современное дополнительное профессионально- педагогическое образование. 2022. № 1 (18). С. 42–50.

4. Маломонова Д.М. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Практика реализации образовательного процесса в дистанционном формате: сборник докладов в рамках Всероссийской научно-практ. интернет-конференции, 30 марта – 30 апреля 2021 г. Самара: ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», 2021. С. 237–242.

5. Аделова Р.Р. Дистанционное обучение – одна из форм организации учебного процесса. URL: https://solncesvet.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).

6. Спицын В.А. Дистанционное обучение в средних специальных учебных заведениях как фактор обеспечения качества подготовки специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2006. 28 с.

7. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2022. 106 с.

8. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm (дата обращения: 17.02.2023).

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: /http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 19.01.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх