ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКА К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

 
Код статьиS181570410026347-6-1
DOI10.54884/S181570410026347-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры управления образованием
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заместитель директора
Аффилиация: ГБОУ лицей № 590 Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заместитель директора
Аффилиация: ГБОУ лицей № 590 Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы68-75
Аннотация

В статье представлены практики создания в общеобразовательном учреждении образовательной среды, направленной на формирование готовности подростка к самоопределению в условиях цифровизации. Конструируемая образовательная среда отвечает задачам цифрового общества – созданию условий широкого выбора для образовательного запроса, его гибкой коррекции при формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося. Такая среда характеризуется высокой степенью интенсивности совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой доверия и сотрудничества, где происходит включение учащихся в различные виды индивидуальной и совместной деятельности с учетом их способностей и интересов. Погружение в описанные практики позволяет сформировать у учащихся коммуникативные навыки, получить опыт самооценочной деятельности, способствует созданию собственного ценностно-смыслового поля, основанного на ценностных ориентирах жизни гражданского общества.

Ключевые словацифровое самоопределение, готовность к самоопределению, образовательная среда, образовательные практики
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов15738
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Стремительные технологические преобразования, сопровождающие развитие общества на данном этапе, цифровая трансформация всей жизни требуют постоянного переосмысления социальной действительности, оказывают существенное влияние на приоритеты личностного развития, на ценностные ориентации.
2 Чем больше Интернет развивается и поглощает различные сферы жизни, тем больше времени нынешний подросток проводит в виртуальном пространстве. В современных условиях развития общества актуальной проблемой школы становится выработка целенаправленной политики по образовательному самоопределению школьника в цифровой среде, развитию способности управлять собственным поведением в цифровом мире, нивелировать риски, использовать новые возможности [1; 2].
3 Требуется проведение трансформации существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успеха в новом цифровом мире [3; 4]. Нужна интеграция новых технологий, новых форматов обучения (очных и дистанционных, виртуальных и интерактивных) в уже сложившиеся обучающие практики [5]. От уклада школьной жизни, от школьной среды во многом зависит, будут ли подростки пассивно приспосабливаться к виртуальному миру или активно строить собственное цифровое «я».
4 Процесс формирования готовности к самоопределению, становление цифровой идентичности – двухсторонний процесс. Он определяется как внешними условиями, так и сферой интересов ребенка, значимыми для него структурами информационного пространства. Поиск ответа на вопросы: как включить ученика в процессы самообразования и саморазвития? как сформировать готовность к самоопределению в условиях цифрового мира? – является центральным для лицея № 590 Санкт-Петербурга в рамках деятельности в статусе федеральной инновационной площадки.
5 Методы. Для изучения каналов информации в структуре досуга подростков, оценки их цифровых предпочтений, выявления влияния созданной в учреждении культурно-образовательной среды на формирование готовности подростков к самоопределению были использованы методы моделирования, наблюдения и анкетирования.
6 Готовность к самоопределению и образовательная среда. Самоопределение – это процесс понимания человеком своих особенностей, способностей, возможностей, стремлений, определение собственных критериев, норм и способов оценивания себя и окружающей действительности, выбор ценностей, смыслов и целей жизни, исходя из требований социума, предъявляемых к человеку, и требований, предъявляемых человеком к самому себе [7; 8].
7 В ходе анализа психолого-педагогической литературы [6; 7; 8] по проблеме исследования выделены пять компонентов готовности к самоопределению: когнитивный, аффективный, коммуникативный, операционально-деятельностный и рефлексивный.

всего просмотров: 173

Оценка читателей: голосов 0

1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.

2. Сорокоумова Е.А., Молостова Д.Н., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 138–143.

3. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.

4. Цифровой дебют образовательных отношений: монография / под общ. ред. О.Е. Лебедева, Н.А. Заиченко. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021. 210 с.

5. Кофейникова Ю.Л. Психолого-педагогические проблемы образования поколения Z в современном социокультурном контексте / Ю.Л. Кофейникова // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 67–71.

6. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989. 168 с.

7. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. М.: Юрайт, 2017. 320 с.

8. Кузнецов Д.В. Критериально-уровневая шкала как инструмент самооценки процесса самоопределения старшеклассников// Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 3 (153). С. 128–136.

9. Каменский А.М. Управление саморазвитием школы в условиях цифровой трансформации: учеб. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022. 172 с.

10. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми/ под ред. А.C. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 440 с.

11. Каменский А.М. Цифровое самоопределение участников образовательного процесса в современной школе // Человек и образование. 2021. № 1. С. 90–96.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх