Концепция создания и развития региональной межведомственной системы информационно-образовательной поддержки пожилых граждан

 
Код статьиS181570410025090-4-1
DOI10.54884/S181570410025090-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ректор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры госпитальной хирургии № 2
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Президент
Аффилиация: РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Исполнительный директор
Аффилиация: Северо-Западный институт гериатрии и социально-медицинского проектирования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы9-23
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы организации информационно-образовательной поддержки в рамках оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения. Представлены результаты деятельности профильных ведомств Правительства Санкт-Петербурга по информированию, проведению образовательных и просветительских программ и мероприятий для пожилых граждан, а также организации дополнительной профессиональной подготовки персонала государственных учреждений и лиц, участвующих в оказании комплексной медико-социальной помощи. На основе структурного и системного анализа ситуации разработаны рекомендации по формированию в регионе единой межведомственной системы информационно-образовательной поддержки граждан старшего поколения, определены параметры и условия функционирования такой системы и ее основной структуры – регионального научно-методического информационно-образовательного центра на базе федерального педагогического вуза – Института развития информационных и образовательных технологий в области геронтологии. Выделены приоритетные направления деятельности института в привязке к выявленным негативным тенденциям. 

Ключевые словаграждане старшего поколения, комплексная медико-социальная помощь, информационная и образовательная поддержка, ассистивные образовательные технологии, информирование граждан, дополнительная подготовка персонала государственных учреждений, региональный научно-методический информационно-образовательный центр
Получено03.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов28950
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Повышение качества жизни граждан старшего поколения (далее – ГСП) в современных геополитических условиях – одна из приоритетных задач государственной социальной политики России [1; 2; 3]. Поиск вариативных подходов и методик обусловлен ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для модернизации систем здравоохранения и социальной защиты населения [4]. В этой связи особую актуальность приобретают относительно низкозатратные программы, способствующие продлению периода жизненной активности ГСП за счет их социальной адаптации [5; 6].
2 Опыт преодоления пандемии COVID-19, которая оказывает выраженное негативное влияние на психофизиологическое состояние людей старших возрастных групп [7], подтвердил научную обоснованность формирования в России системы долговременной комплексной медико-социальной помощи (далее – КМСП) пожилым гражданам [8].
3 В Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения на период до 2025 г. [2] и национальном проекте «Демография» [3] в состав «социальной помощи» включаются информационные, образовательные, культурно и духовно-просветительские составляющие [9]. Их реализация осуществляется в рамках деятельности отдельных ведомств на базе учреждений культуры и социального обслуживания населения, а также здравоохранения и образования [10]. Однако использование в процессе информирования и обучения ГСП перспективных технологий и современного оборудования не обеспечивает достижение поставленных задач в силу отсутствия системного подхода и низкой эффективности межведомственной интеграции [11].
4 Цель настоящей публикации, развивающей формируемую авторами концепцию оказания образовательной поддержки КМСП ГСП на основе анализа данных по оказанию информационных, образовательных и просветительских услуг ведомственными структурами, – определить конкретные направления работы и задачи педагогического вуза, принимающего на себя функции регионального научно-методического информационно-образовательного центра по направлению «Геронтология» [9; 12].
5
  1. Оценка влияния составляющих информационно-образовательной поддержки на эффективность оказания КМСП ГСП
6 До настоящего времени в литературе детально не рассматривались вопросы влияния информационных и образовательных технологий на доступность и качество КМСП [13]. По мнению авторов, это обусловлено узковедомственным подходом при формировании целевых программ помощи ГСП по направлениям: здравоохранение, социальная защита населения, культура, занятость.
7 Создание в начале 2022 г. при поддержке руководства Санкт-Петербурга Экспертного совета по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам старших возрастных групп позволило переосмыслить вопросы межведомственной интеграции в процессе совершенствования государственной поддержки пожилых граждан. В его состав вошли представители ведущих научных и образовательных центров региона: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, а также ведомственных учебных и методических центров.

всего просмотров: 237

Оценка читателей: голосов 0

1. Комплекс поручений Президента РФ от 09.09.2014 № Пр-2159 по итогам проведения Президиума Госсовета России [Электронный ресурс]. URL: https://tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/Пр-2159.PDF (дата обращения: 19.02.2023).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/7PvwlIE5X5KwzFPuYtNAZf3aBz61bY5i.pdf (дата обращения: 29.02.2023).

3. Национальный проект «Демография». «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya/starshee_pokolenie (дата обращения: 19.02.2023).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 (в ред. 01.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848440/ (дата обращения: 11.02.2023).

5. Анисимов В.Н., Бордовский Г.А., Финагентов А.В., Шабров А.В. Государственная поддержка граждан старшего поколения: какая гериатрия нужна современной России // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 4. С. 625-645.

6. Деев А.И. Как москвичам жить до(а)льше // Успехи геронтологии. 2018. Т. 31. № 6. С. 851-858.

7. Сидоренко А.В. Голубев А.Г. Теория и практика старения в условиях пандемии COVID-19 // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 2. С. 397-408.

8. Интегральная оценка биопсихосоциального статуса граждан старшего поколения и реализация составляющей системной поддержки / В.Н. Анисимов, О.Н. Эргашев, А.В. Финагентов, В.Х. Хавинсон // Успехи геронтологии. 2021. Т. 34. № 4. С. 499-506.

9. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование / Г.А. Бордовский, О.Н. Эргашев, А.В. Финагентов, В.Н. Анисимов, С.И. Богданов, А.В. Шабров // Человек и образование. 2021. № 2(67). С. 173-184.

10. Комплексный уход за пожилыми людьми (ICOP): механизм реализации концепции. Рекомендации для систем и служб. ВОЗ. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. 42 с.

11. Инновационная концепция профилактики старения для современной России / В.Н. Анисимов, Г.А. Бордовский, А.В. Финагентов, А.В. Шабров // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. № 3. С. 324-332.

12. Стратегии образовательной поддержки оказания комплексной помощи пожилым гражданам / С.В. Тарасов, О.Н. Эргашев, Г.А. Бордовский, А.В. Финагентов // Человек и образование. 2022. № 3(72). С. 185-196.

13. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. ЮНЕСКО. Париж: UNESCO Publishing, 2017. 65 с.

14. Бордовский Г.А. Образование лиц старшего возраста: российское измерение мировой проблемы // Высшее образование сегодня. 2020. № 2. С. 7-10.

15. Системная поддержка повышения качества жизни граждан старшего поколения в России: проблемы и перспективы / В.Н. Анисимов, А.А. Редько, А.В. Финагентов, В.Х. Хавинсон, А.В. Шабров // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 5. С. 825-837.

16. Создание региональной системы оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения: опыт Санкт-Петербурга / В.Н. Анисимов, А.А. Редько, А.В. Финагентов, В.Х. Хавинсон, А.В. Шабров // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 5. С. 809-824.

17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.012.2022 № 781 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе» [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-15.12.2022-N-781/ (дата обращения: 19.02.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх