Гармонизация направленности личности женщин для повышения их удовлетворенности браком

 
Код статьиS181570410023216-2-1
DOI10.54884/S181570410023216-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики
Аффилиация: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Должность: магистрант
Аффилиация: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы86-98
Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния особенностей направленности личности как ее системообразующего компонента на семейную жизнь человека. В ней описаны результаты исследования удовлетворенности браком, направленности личности, смысложизненных ориентаций женщин; соотношения и связи между ними, а также отличительные особенности направленности женщин с разной степенью удовлетворенности браком. Показано, что удовлетворенность браком значительно ниже у женщин с преобладанием направленности личности на задачу, чем с направленностью на себя и на других. Женщины, которые характеризовались самостоятельностью, решительностью, твердой волей, сдержанностью, необщительностью, спокойствием, уверенностью в себе, высоким интеллектом и были нацелены на лучшее выполнение работы, достижение цели и наибольшей продуктивности деятельности, чаще воспринимали свой брак как неблагополучный, не оправдывавший их ожиданий и не соответствующий идеальным представлениям. Их стремление к идеальному результату, готовность жертвовать ради него своими интересами и интересами супруга ухудшали эмоциональный климат семьи, порождали внутриличностные и межличностные конфликты и снижали удовлетворенность браком. Сделан вывод о том, что для повышения устойчивости и гармоничности брачных отношений, а также удовлетворения ими необходима целенаправленная работа по гармонизации ценностно-смысловой сферы личности женщин за счет снижения их «зацикленности на задачах» в процессе выполнения профессиональной деятельности, движения по карьерной лестнице, результате их выполнения любой ценой при развитии общей направленности на общение, взаимодействие и коммуникативных качеств личности, а также веры в свою способность контролировать и изменять собственную жизнь.

Ключевые слованаправленность личности, смысложизненные ориентации, развитие сфер личности, семья и брак, удовлетворенность браком
Получено23.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов25608
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Объектом изучения первостепенной важности для всех разделов психологии является личность человека, ее проявления и развитие.
2 Системообразующим свойством личности выступает ее направленность, которая, объединяя личность в единое целое, обеспечивает особенности ее формирования и развития, перспективу и стратегию жизни человека, выступает базовой составляющей его личностной зрелости, целеполагания и психологической готовности к преодолению трудностей, а также определяет характер текущей активности в различных сферах жизнедеятельности человека и его жизненный путь в целом.
3 В рамках мотивационно-деятельностного подхода (Божович Л.И., Додонов Б.И., Мерлин В.С., Рубинштейн С.Л. и др.) направленность личности понимается как динамическая структура, внутри которой взаимодействуют потребности, являющиеся регулятором личности в ее целостном проявлении; мотивы, которые имеют строгую иерархию и, помимо регуляции поведения, придают жизни человека смысл; склонности, интересы, вкусы, предпочтения, установки и идеалы человека. В рамках личностно-мировоззренческого подхода (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.) – как системообразующее свойство, определяющее личность как таковую; активная деятельность по реализации поставленной перед собой цели; сознательное отношение субъекта к действительности, которое оказывает определяющее влияние на деятельность и формирование ведущего типа отношений; диспозиция личности, формирующаяся в столкновении потребностей и ситуаций возможного их удовлетворения, включающая в себя ценности, влечения, желания, интересы, убеждения, мировоззрение и такие социальные феномены, как роль и статус. В рамках мотивационно-смыслового подхода (Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А. и др.) направленность личности рассматривается как система личностных смыслов; мотивационно-потребностные установки личности, определяющиеся ярко выраженными векторными потребностями, которые сообразуются с целями и задачами, в конечном итоге направляя деятельность и поведение человека.
4 Российские исследования направленности личности последних десяти лет изучали ее роль в формировании и развитии личности, а также влияние на различные виды деятельности. Так, Доноева Ю.В. изучала формирование здоровье ориентированной направленности личности у подростков [1], Хащенко Т.Г. – развитие предпринимательской направленности личности [2], Савенко В.В. – изменения направленности личности на этапе перехода ко взрослости [3], Кириенко А.А. – асоциальную направленность личности подростка [4], Ларионова А.В. – экстремистскую направленность личности, ее компоненты, возможности прогнозирования и профилактики [5], Передельская Р.А. – значимость гендерных различий направленности личности в организации подготовки спортсменов [6], Меньшикова И.А. – общую направленность личности, которая проявляется в профессиональной направленности [7], и т.д. Одной из важнейших сфер общественной жизни человека является брак или семья, выполняющие функции продолжения рода, передачи опыта и знаний от поколения к поколению, адаптации и воспитания личности.

всего просмотров: 171

Оценка читателей: голосов 0

1. Доноева Ю.В. Этнокультурные факторы формирования здоровьеориентированной направленности личности учащихся подросткового возраста : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Доноева Юлия Валерьевна. Хабаровск, 2020. 182 с.

2. Хащенко Т.Г. Психолого-педагогическая концепция формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации: на материале аграрного образования : дис. … докт. психол. наук: 19.00.07 / Хащенко Татьяна Геннадьевна. М., 2016. 429 с.

3. Савенко В.В. Направленность личности в период нормативного кризиса перехода к взрослости : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Савенко Виктория Владимировна. М., 2017. 157 с.

4. Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности : дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.01 / Кириенко Алла Александровна. М., 2014. 129 с.

5. Ларионова А.В. Особенности взаимосвязей структурных компонентов экстремистской направленности личности и ее потенциальных проявлений : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ларионова Анастасия Вячеславовна. Томск, 2016. 162 с.

6. Передельская Р.А. Гендерные различия ценностно-мотивационной направленности личности боксеров в организации процесса спортивной подготовки: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Передельская Рания Ахметовна. М., 2015. 306 с.

7. Менщикова И.А. Мотивационно-смысловое содержание профессиональной направленности личности студентов в процессе социализации в вузе : дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Менщикова Ирина Александровна. Челябинск, 2014. 121 с.

8. Сысенко В.А. Чувство собственного достоинства и устойчивость брака. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 2002. С. 576-638.

9. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и экспериментальное моделирование процессов: сборник РФФИ. М., 2008. С. 37-56.

10. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 120 с.

11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.

12. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Психология семьи: хрестоматия. М.: Бахрах, 1998. 486 с.

13. Тавит А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучия брака детей на основе данных исследования ЭССР : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Тавит Айта Юриевна. Тарту, 1988. 232 с.

14. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 98-101.

15. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 350 с.

16. Нижегородова Л.А. Влияние благоприятных супружеских отношений на качество профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-blagopriyatnyh-supruzheskih-otnosheniy-na-kachestvo-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.09.2021).

17. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2002. С. 528-546.

18. Титова Е.В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье : дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Титова Екатерина Владимировна. Ставрополь, 2001. 155 с.

19. Чернышев Я.А. Влияние супружеских отношений на служебную карьеру руководителя : дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Чернышев Ян Александрович. Казань, 2002. 182 с.

20. Сячина С.Л. Преодоление профессиональной деформации руководителя как фактор оздоровления семейных отношений : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Сячина Светлана Леонидовна. М., 2002. 195 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх