Овладение основами математического моделирования в техническом вузе

 
Код статьиS181570410020890-4-1
DOI10.54884/S181570410020890-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры информатики, прикладной математики и механики
Аффилиация: Омский государственный университет путей сообщения
Адрес: Российская Федерация, Омск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы70-73
Аннотация

В статье представлены и описаны возможности применения инженерного приложения PTC Mathcad Prime 3.1 при освоении азов научного метода математического моделирования, что является необходимым компонентом образовательного процесса и в значительной степени определяет его эффективность, обеспечивает существенное повышение мотивированного интереса студентов к научно-исследовательской работе, стимулирует их творческую самореализацию.

 

Ключевые словаматематическое моделирование, инженерное приложение, исследовательская деятельность, технический объект, математический аппарат, динамические свойства, эмпирическая модель, результаты эксперимента
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов9214
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Математическое моделирование как универсальный метод научного познания, как метод изучения процессов, объектов, как средство проектирования технических систем является «неизбежной составляющей научно-технического прогресса» [1, с.7.]. Математическое моделирование выполняет функцию «главного проводника фундаментальных идей и технологий в естественные и технические науки, в производство» [2, с.234].
2 Усложнение технических систем, обеспечение их надежности, комплексность, мульти- и трансдисциплинарность проблем развития техносферы, необходимость прогнозирования возможных техногенных рисков, возрастание ответственности за принимаемые решения – это те реальные обстоятельства, в которых будет осуществляться инженерная деятельность выпускников специалитета технического вуза.
3 Компетентному, конкурентоспособному современному специалисту необходимо обладать умениями и навыками применения математических методов исследования средствами современных вычислительно-информационных технологий, программных продуктов для решения профессиональных задач. Поэтому одной из ключевых составляющих инженерного образования должно быть владение базовым инструментом получения новых фундаментальных знаний, проведения научных исследований, проектирования технических систем и разработки инновационных наукоемких технологий средствами – математического моделирования [3].
4 В Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) студентам 2-го курса, обучающимся по программам специалитета, предлагается авторский курс «Математическое моделирование систем и процессов» [4, 5], главная задача которого – ознакомить студентов с основами универсального научного метода – математического моделирования, его приемами, принципами, огромным потенциалом для решения широкого спектра задач различных научных областей.
5 Образовательный процесс в рамках данной дисциплины предусматривает проведение лабораторного практикума и выполнение студентами научно-исследовательской работы на базе инженерного математического программного обеспечения PTC Mathcad Prime 3.1.
6 Применение инструментов и возможностей инженерного приложения PTC Mathcad Prime 3.1 позволяет сделать процесс овладения приемами математического моделирования более продуктивным, интересным, мотивированным, наглядным и тем самым обеспечивает более глубокое понимание сути и методов математического моделирования. Качественное учебно-методическое обеспечение лабораторного практикума, оптимальное сочетание различных педагогических подходов и образовательных технологий способствуют тому, что студенты, заинтересованные в своем интеллектуальном развитии, быстро осознают роль математического моделирования для изучения общеинженерных и специальных дисциплин, для организации научно-исследовательской работы и перспектив использования методологии математического моделирования в будущей профессиональной деятельности.

всего просмотров: 279

Оценка читателей: голосов 0

1. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. – М.: Физматлит, 2002. − 320 с.

2. Ильин В. П. Как реорганизовать вычислительные науки и технологии? // Вестник Российской Академии Наук.– 2019. –Т. 89, № 2.–Новосибирск.– С. 232-242.

3. Голубева Н. В. Базовый инструмент исследовательской деятельности: формирование компетентного инженера // Человек и образование.– 2019.– № 1 (58).– С. 141-146.

4. Голубева Н. В. Математическое моделирование систем и процессов: учебное пособие.– СПб.: Издательство «Лань», 2016. −192 с.

5. Голубева Н. В. Основы математического моделирования систем и процессов: учебное пособие. 2-е изд., с изм.– Омск: ОмГУПС, 2019.– 95 с.

6. Галанин М. П., Ходжаева С. Р. Разработка и тестирование методов решения жестких обыкновенных дифференциальных уравнений. // Математическое моделирование и численные методы.– 2014.– № 4.– С. 95-119.

7. Голубева Н. В. Инженерное образование: на пути к профессионализму // Перспективы науки.– 2020.– № 2 (125).– Тамбов: ТМБпринт.– С. 127-132.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх