Modeling regional fields of interaction between public associations of adults and traditional educational organizations

 
PIIS181570410020458-8-1
DOI10.54884/S181570410020458-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Consultant
Affiliation: Branch of the Institute of Education Management in St. Petersburg of RAE
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages22-28
Abstract

The article reveals the foundations for modeling the fields of interaction between public associations of adults and traditional educational organizations in order to effectively coordinate their positions at the regional level. The model describes the pedagogical process, including the stages of an event meeting for interacting participants, coordination and exchange of meanings of educational activities, cooperation and value self-determination in a situation of choosing an educational path.

Keywordsmodeling, humanistic values and meanings, public associations of adults, eventfulness, event-driven educational space
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters16187
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Организация взаимодействия общественных структур с участием взрослых и государственных образовательных организаций рассматривается нами как актуальная задача современной педагогической науки. Она значима и для проектирования эффективных повседневных образовательных практик для взрослых, практик педагогического образования и повышения квалификации [1]. Один из путей решения данной научно-практической задачи – формирование образовательного пространства с участием взрослых обучающихся и педагогических работников. Механизм формирования пространства в данном случае – взаимодействие образовательных сообществ, в данном случае – общественных объединений взрослых – и традиционных образовательных организаций как групповых субъектов пространства (Я.Л. Коломинский, X.Й. Лийметс, Н.Ф.Радионова), в основе которого, прежде всего, согласованные гуманистические ценности и смыслы [3].
2 Мировоззренческим основанием гуманистических ценностей, очевидно, является собственно гуманизм. Для характеристики особенностей гуманистических ценностей, их отличительных признаков обратимся к понятию «гуманизм». Анализ трактовки данного понятия с учетом сложившихся в прошлом тенденций позволил выделить два направления развития смысла понятия «гуманизм». Первое светский индивидуализм, раскрытый в работах А.Ф. Лосева. С его помощью обоснованы внешние характеристики гуманизма: законодательное расширение и закрепление гражданских прав и свобод личности, др. Второе направление в объяснении гуманизма этизм (В.Г. Федотова) отличается приоритетом нравственно-этического контекста.
3 Сегодня очевиден факт деструктивных изменений личности человека в период развития «информационного общества», если признаки гуманизма – простой атрибут, не подкрепленный характеристиками личностного развития. Обращение к гуманистическим ценностям способствует, по мнению многих исследователей, гуманизации личности.
4 Анализ научных трудов в сфере философии и педагогики позволил обосновать тезис о том, что основа гуманистических ценностей, по мнению многих исследователей, – нравственность (И. Ильин, В. Соловьев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Л.М. Лузина). Отметим, что принципиально важно не противопоставлять при взаимодействии общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций универсальные общечеловеческие ценности гуманизма национальным, а способствовать их взаимодополняемости и взаимообусловленности. Итак, гуманистические ценности мы можем рассматривать как общечеловеческие нравственные ценности. Они соответствуют ориентации деятельности человека на благо Другого и создают ценностные и смысловые основания для поступков, поведения человека (К.Н. Вентцель, В.И. Братусь, М.М. Бахтин). Исходя из этой позиции, гуманизация личности представляет собой направление ее развития в сообществе, результат сформированности ценностного отношения личности к окружающей среде, людям, себе, выраженного в присвоенных гуманистических ценностях, переживании их как потребностей, определяющих поступки, поведение человека как субъекта своего развития (Е.В. Бондаревская, М.В. Глезер, В.П.Зинченко, А.В. Кирьякова). Ей сопутствует гуманитаризация, снижающая отрицательные последствия технократизма в развитии общества (Е.А. Авдеева, А.В. Минкина, Р.М. Петрунева) [2]. Гуманитаризация пронизывает сегодня все сферы образовательной деятельности человека и позволяет учитывать его индивидуальность в достижении согласованных результатов и эффектов совместной деятельности с другими людьми.

views: 242

Readers community rating: votes 0

1. Ilakavichus M.R. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya vzroslykh: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. - M.: ISRO RAO, 2018. – 40 s.

2. Kaverina E. A. Sobytijnye kommunikatsii v prostranstve kul'tury XX veka // Obschestvo. Sreda. Razvitie.– 2014. – № 2. – S. 151-156.

3. Kozhemyakina L.A. Bazovye evrazijskie obschekul'turnye tsennosti kak osnova formirovaniya evrazijskogo obrazovatel'nogo prostranstva // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – Gorno-Altajsk.– 2015. - №3 (52). – S. 53-56.

4. Pedan V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov na osnove sobytijnykh setej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – M.: IUO RAO, 2017. – 27 s.

5. Shustova I.Yu. Shkol'nye sobytiya // Narodnoe obrazovanie.– 2013. – № 1. – S. 218-222.

Система Orphus

Loading...
Up