Modern trends of development of environmental component of Geography teacher’s professional training

 
PIIS181570410020358-8-1
DOI10.54884/S181570410020358-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
Edition
Pages157-161
Abstract

The article substantiates the possibility of taking into account the current trends in the planning and implementation of the professional training of a geography teacher in a pedagogical university. The trends associated with ensuring the sustainable development of mankind and the prevention of environmental victimization in the younger generation are especially highlighted.

Keywordsenvironmental culture, environmental victimization, environmental education and upbringing, professional training of a geography teacher, competencies
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters9457
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В настоящее время экологические проблемы носят глобальный характер и разработка политики для устойчивого развития соответствует общим интересам всех стран.
2 Стремление общества к устойчивому развитию отражается на разных уровнях политики, не только на глобальном, но и на уровне национальной государственной политики, а также политике региональных и муниципальных властей.
3 Большинство нормативных документов, принятых на федеральном уровне в нашей стране в последние два десятилетия, указывает на важность и необходимость формирования экологической культуры россиян, особенно подрастающего поколения. В 2020 году всенародным голосованием россиян принята поправка к ст. 114 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации: «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (ст.114, пункт е. 6)» [5].
4 В экологическом законодательстве Российской Федерации как целевой ориентир экологического образования и просвещения рассматривается экологическая культура [13]. Задача её формирования, развития экологического образования и воспитания поставлена как одна из ключевых Президентом Российской Федерации в документе « Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» . Этот документ стратегического характера определяет, в том числе, и механизмы, которые должны быть использованы для решения этой задачи и связаны с формированием у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения, а также с обеспечением направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения [7]. При этом обеспечивается государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды [8].
5 Социальный запрос государства, связанный с формированием экологической личности и общества, не является новым для российского образования. Эти проблемы, актуальные на протяжении более двух десятилетий, нашли свое отражение в ряде научно-методических исследований и концепций экологического образования [4].
6 Заметный вклад в развитие отечественного экологического образования внесли С.В. Алексеев, М.В. Аргунова, Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, Н.М. Мамедов, В.В. Николина, В.Н. Панов, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин, В.А. Ясвин и др. Их работы охватывают различные аспекты проблемы становления экологического образования и экологической культуры, в том числе реализации экологического образования разных уровней и видов, формирования экологической компетентности, взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития, психологические основы формирования экологической культуры, а также проблемы подготовки педагогических кадров к реализации экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся.

views: 280

Readers community rating: votes 0

1. Golub' M.S., Golub' M.A. K voprosu o traktovke osnovnykh ponyatij i kategorij pedagogicheskoj viktimologii. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-traktovke-osnovnyh-ponyatiy-i-katego-riy-pedagogicheskoy-viktimologii/viewer (data obrascheniya: 09.08.2020).

2. Eroshenko V.I., Sviridenko T.E. Innovatsionnye metody ehkologo-pedagogicheskoj podgotovki obuchayuschikhsya na geograficheskom fakul'tete FGBOU VO «Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet» // Internatsionalizatsiya i innovatsii v oblasti vysshego obrazovaniya: sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyaschennoj 20-letiyu Universiteta druzhby narodov im. akad. A.Kuatbekova i 75-letiyu zasluzhennogo rabotnika obrazovaniya Respubliki Kazakhstan, k.kh.n., prof. K.P.Kuatbekovoj. T.1. – Shymkent, Izd-vo Universiteta druzhby narodov im. akad. A.Kuatbekova, 2019. – S.25-27.

3. Eroshenko V.I., Sviridenko T.E. Osnovnye napravleniya ehkologizatsii podgotovki pedagogov na geograficheskom fakul'tete FGBOU VO «Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet» // Inzhenernye tekhnologii dlya ustojchivogo razvitiya i integratsii nauki, proizvodstva i obrazovaniya (k 15-letiyu Assotsiatsii «Ob'edinennyj universitet imeni V.I. Vernadskogo»). V 4-kh t.: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.; FGBOU VO «TGTU», 29 – 31 maya 2019 g. Tom IV: Innovatsionnye tekhnologii inzhenernoj pedagogiki. – Tambov: Izdatel'skij tsentr FGBOU VO «TGTU», 2020. – S.32-34.

4. Zakhlebnyj A.N., Dzyatkovskaya E.N., Vagner I.V., Liberov A.Yu., Alekseev S.V., Ermakov D.S., Mamedov N.M., Panov V.N. Kontseptsiya obschego ehkologicheskogo obrazovaniya v interesakh ustojchivogo razvitiya (2010) // Ehkologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly.– 2012.– № 2.– S. 4-15.

5. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obscherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrascheniya: 15.10.2020).

6. Malkina-Pykh I.G. Viktimologiya. Psikhologiya povedeniya zhertvy: novejshij spravochnik psikhologa. – M.: Ehksmo, 2010. - 864 s.

7. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda. Utverzhdeny D. Medvedevym 30 aprelya 2012 goda. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177 (data obrascheniya 22.08.2020).

8. Plan dejstvij po realizatsii osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 18 dekabrya 2012 g. № 2423-r (v red. rasporyazhenij Pravitel'stva RF ot 23.01.2014 № 64-r, ot 10.08.2016 № 1688-r). [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139460/ (data obrascheniya: 15.10.2020).

9. Ryzhova N.I., Gromova O.N. Viktimologicheskaya profilaktika i zaschita kak osnova professional'noj viktimologicheskoj podgotovki spetsialistov dlya novoj ehkonomiki // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.– 2015. – № 1 (50). – S. 8 – 13.

10. Ryzhova N.I., Gromova O.N. Aktual'nost' viktimologicheskoj deyatel'nosti sub'ektov uchebno-vospitatel'nogo protsessa kak sostavlyayuschej obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detej v sovremennom sotsiume // Organizatsionno-pravovoe regulirovanie bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sovremennom mire. Materialy II Mezhd. nauchno-praktich. konf. (Sankt-Peterburg, 19–20 aprelya 2018 g.) / pod red. Eh.N. Chizhikova. SPb., 2018. S. 40–46.

11. Sviridenko T.E., Ryzhova N.I., Eroshenko V.I. Tendentsii i aktual'nye zadachi ehkologicheskogo obrazovaniya i prosvescheniya v usloviyakh ugroz sovremennogo sotsiuma // Prepodavatel' XXI vek. – 2020.– № 4-1. – S. 36-48.

12. Sviridenko T.E. Aktual'nost' poiska innovatsionnykh reshenij formirovaniya osnov ehkologicheskoj kul'tury sovremennogo shkol'nika // Nauka i shkola. – 2020. – № 6. – S. 193-202.

13. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 №7-FZ «Ob okhrane okruzhayuschej sredy». [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (data obrascheniya: 15.10.2020).

Система Orphus

Loading...
Up