Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование

 
Код статьиS181570410019819-5-1
DOI10.54884/S181570410019819-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Президент
Аффилиация: РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры госпитальной хирургии № 2
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Исполнительный директор
Аффилиация: Северо-Западный институт гериатрии и социально-медицинского проектирования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующий научным отделом канцерогенеза и онкогеронтологии
Аффилиация: Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ректор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Должность: Главный научный сотрудник отдела экологической физиологии
Аффилиация: Институт экспериментальной медицины РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы173-184
Аннотация

В статье  рассматриваются проблемы использования образовательных технологий при реализации государственной политики по повышению качества жизни пожилых людей. Обосновывается организация комплекса, включающего процессы обучения пожилых людей и специалистов. Показан приоритет образовательной составляющей в структуре системной поддержки оказания пожилым комплексной медико-социально-психологической помощи. Предлагается система образовательной поддержки, важным компонентом которой является духовно-психологическая поддержка пожилых людей. Сформулированы общие принципы формирования системы образования для граждан старшего поколения (ГСП) с учетом специальных условий современной России – обеспечение качества образовательных и просветительских программ, создание образовательных центров, реализация функций     методического руководства и др. Дано обоснование организационно-техническому обеспечению системы комплексной поддержки лиц пожилого возраста на основе создания новых федеральных  структур и определения нормативно-правовой базы для реализации предложенной системы.

Ключевые словаобразовательные технологии, геронтология, андрагогика, комплексная медико-социально-психологическая помощь пожилым людям, образовательная составляющая системной поддержки, образовательно-просветительские программы для пожилых граждан, обучение специалистов
Получено19.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов29705
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Социальная поддержка граждан старшего поколения является одним из приоритетов государственной политики России [1, 2]. Постарение населения оказывает существенное влияние на развитие социально-экономической ситуации в стране. Опыт последних лет, в частности в период борьбы с пандемией COVID-19, показывает: отсутствие научно обоснованного подхода к решению проблем пожилых приводит к негативным последствиям [3].
2 Понятие «качество жизни» существенно различается для людей трудоспособного возраста и пенсионеров, для которых приоритетами являются сохранение здоровья как условия комфортного проживания, психологической и духовной стабильности, продление периода активного долголетия.
3 Высокие темпы технологических изменений требуют приобретения пожилым человеком новых знаний и навыков. Их получение затруднено без информационно-просветительской и образовательной поддержки государства с использованием специальных образовательных технологий, развитию которых не уделяется должного внимания [4-5]. Основная причина критического положения – недостаточная мотивация разработки и создания эффективной системы образования для граждан старшего поколения (ГСП), как неотъемлемой части комплекса мер социальной поддержки.
4
  1. Образовательные технологии и системная поддержка повышения качества жизни пожилых граждан
5 С 2014 года руководство Российской Федерации особое внимание уделяет совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания и здравоохранения, предоставляющих услуги гражданам старшего поколения, включая развитие системы гериатрической помощи. Государственные программы в рассматриваемой области – комплекс мероприятий по выполнению «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения на период до 2024 года» [6], пилотный проект «Территория заботы» [7], программа по созданию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения [8] – с 2018 г. объединены в рамках Федерального проекта «Старшее поколение» [9].
6 К сожалению, несмотря на значительный объем организационно-технических мероприятий и выделение средств, поставленные «Стратегией» задачи не решаются. На недоработки ведомств указывал Президент России В.В. Путин [10-11]. Не сформирована система оказания комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП [1], не обеспечиваются персонифицированный, научно обоснованный подход к формированию пакетов услуг, доступ получателей к информационным и образовательным ресурсам. В Указе Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 [12] в качестве стратегического направления определена «…разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения…».
7 Системная поддержка – это комплекс организационных, технических, методических, информационных мероприятий, обеспечивающих взаимодействие государственных учреждений, предоставляющих медико-социально-психологическую помощь ГСП с учетом их нуждаемости [1, 2]. Реализация совокупности составляющих системной поддержки позволяет объединить эти структуры в единую систему.

всего просмотров: 426

Оценка читателей: голосов 0

1. Анисимов В.Н., Бордовский Г.А., Финагентов А.В., Шабров А.В. Государственная поддержка граждан старшего поколения: какая гериатрия нужна современной России? // Успехи геронтологии. – 2020. –Т. 33. № 4. – С. 625-645.

2. Анисимов В.Н., Редько А.А., Финагентов А.В., Хавинсон В.Х., Шабров А.В. Системная поддержка повышения качества жизни граждан старшего поколения в России: проблемы и перспективы // Успехи геронтологии. – 2020. – Т.33. № 5. – С. 825-837.

3. Сидоренко А.В. Голубев А.Г. Теория и практика старения в условиях пандемии COVID-19 // Успехи геронтологии. – 2020. – Т.33. №2. – С. 497-408.

4. Панина Т.С. Павельева Т.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в непрерывном обучении людей «третьего возраста»// Вестник науки Сибири. – 2014. – № 4(19). – С. 50-53.

5. Шесталова Н.Н., Красавцева Е.И. Непрерывное образование как способ сохранения социальной инклюзии населения старших возрастных групп // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. – № 13. – С. 127-130.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640 (в редакции 01.03.2018 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ведомственный проект «Организация современной модели долговременной медицинской помощи гражданам старшего поколения пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного взаимодействия» (пилотный проект «Территория заботы»).

8. Приказ Министерства по труду и социальной защите населения Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 435 «О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения».

9. Решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г.

10. Материалы расширенного заседания Президиума Госсовета России 23.11.2018 г. (г. Ялта) по выполнению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204.

11. Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов, протокол № 9 от 05.03.2019 г.

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.»

13. Бордовский Г.А. Образование лиц старшего возраста: Российское измерение мировой проблемы // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 2. – С. 7-10.

14. Робак Е.В. Университеты третьего возраста в Польше // Человек и образование.– 2014. – № 2 (39). – С.116-120.

15. Роботова А.С. Люди третьего возраста, как субъекты непрерывного образования: методология основные направления изучения // Непрерывное образование: ХХI век. – 2014. – № 4 (8). – С.1-18.

16. Рюмина Ю.В., Филиппова Н.Н. Реализация программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический сборник: социальное обслуживание семей и детей. Выпуск 17. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. – СПб., 2019. – С.219-220.

17. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16.07.2018 г. № 2757 «О Законе Республики Саха (Якутия) «О комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Республике Саха (Якутия)».

Система Orphus

Загрузка...
Вверх