Contribution of Professor S.G. Vershlovsky to Developing the Idea of Mentoring in the Education System

 
PIIS181570410019669-0-1
DOI10.54884/S181570410019669-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Environmental Pedagogy, Safety and Human Health
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages148-151
Abstract

The article makes an attempt to comprehend the modern tendency of mentoring in the education system and the contribution of Professor Semyon Grigorievich Vershlovsky to the theory and practice of its implementation. The paper identifies the problem of "scientific deficits" in the professional activities of teachers and the role of S.G. Vershlovsky as a mentor of a scientific career. The article provides examples of mentoring in the field of scientific career in a number of scientific areas of the professional activities of Professor S.G. Vershlovsky: organization and activities of schools-laboratiries in St. Petersburg; development of andragogical science; postgraduate teacher education in the context of continuing education strategy; socio-pedagogical dimension of modern education.

Keywordspedagogical science, andragogy, professional deficits, scientific deficits, mentoring, scientific career
Received11.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters8698
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В настоящее время проблема продвижения идеи наставничества возникла с новой силой, несмотря на то, что самой проблеме лет не мало. Еще в 80-х годах прошлого столетия вышла книга С.Г. Вершловского и А.И. Ходакова «Организация наставничества в трудовом коллективе» [7]. А в 1988 году настольной стала книга для учителя «Учитель – методист – наставник стажера» под редакцией С.Г. Вершловского. Один из параграфов книги так и называется – «Рядом с наставником» [9].
2 Прошло более 30 лет, прежде чем мы вновь возвращаемся к идее наставничества. Системный анализ наставничеству даёт М.В. Кларин в статье «Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века» [5].
3 М.В. Кларин отмечает, что в принятом речевом обиходе слово наставник – одновременно общеупотребительное понятие и термин, обозначающий роль сотрудника организации, который берет на себя ответственность за передачу опыта менее опытному сотруднику или стажеру. В международных компаниях часто употребляется слово «ментор» (от англ. mentor – наставник). Для второго участника отношений наставничества есть много названий. В их число входят как официальное (но не слишком практичное) обозначение «лицо, в отношении которого осуществляется наставничество», более короткие формальные обозначения – «наставляемый», «подопечный», «молодой специалист», «стажер», «интерн», так и неформальные, но употребляемые в практике – «новичок», «подшефный», «протеже» и т.д. В исследовании профориентационного наставничества отмечается: «Наставник ведет за собой, он должен быть погружен в ту среду, в ту деятельность, в которую вводит подшефного. Педагог в ряде случаев может оказаться теоретиком, коуч вообще не обязан быть просвещен в тех сферах, к свершению в которых он толкает клиента, его задача – мобилизовать внутренние резервы последнего и создать у него установку на активную деятельность по достижению своих целей. Наставник же в большинстве случаев должен являть собою ролевую модель, пример для воспитанника как в деятельности, декларируемой как основная для освоения под руководством наставника, так и в сферах, связанных с основной косвенно» [10, с. 40].
4 Наставничество используется в обучении/развитии разных категорий сотрудников и с различными целями:
  • со старшеклассниками – в целях профориентации;
  • со студентами-стажерами – для углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации;
  • с новыми сотрудниками – для решения задач их адаптации в компании, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим;
  • с руководителями – для их подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления. В этом случае часто употребляется обозначение «менторинг» (от англ. mentor – наставник) [5].

views: 402

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev S.V., Vershlovskij S.G., Matyushkina M.D. Samostoyatel'naya rabota slushatelej v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie. – SPb.: SPbGUPM, 2003.– 41 s.

2. Vershlovskij S.G. Lidery obrazovaniya i prosvescheniya vzroslykh //Chelovek i obrazovanie. – 2014.– №3 (40).– S.155-158.

3. Vershlovskij S.G. Stimulirovanie obschego obrazovaniya vzroslykh kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema: avtoref. dis. … d-ra ped.nauk (130001).– L.: Leningr. gos. ped. in-t im. A. I. Gertsena, 1974. – 39 s.

4. Interv'yu s professorom S.G.Vershlovskim. Standartizatsiya, unifikatsiya, uproschenie myshleniya…Shkola – ehto fokus, v kotorom otobrazhayutsya problemy obschestva // Pervoe sentyabrya. – 2014.– №11. – 11 iyunya.

5. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty traditsionnoj praktiki v organizatsiyakh XXI veka // Ehkonomika i obrazovanie.– 2016.– S.92-112

6. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya: avtoref. dis. … kand.ped..nauk (13.00.08). – M., 2007.

7. Vershlovskij S.G., Khodakov A.I. Organizatsiya ucheby nastavnikov v trudovom kollektive. – M.: Profizdat, 1987. – 174 s. (Bibliotechka nastavnika).

8. Pedagogicheskij slovar': Novejshij ehtap razvitiya terminologii / O.B.Dautova, M.G.Ermolaeva, E.Yu.Ignat'eva, O.N.Krylova, N.N.Surtaeva, O.N.Shilova, S.V.Khristoforov; pod obsch.red. O.B.Dautovoj. – SPb.: KARO, 2020.– 328 s.

9. Uchitel'-metodist – nastavnik stazhera: kniga dlya uchitelya / [S.G. Vershlovskij i dr.]; pod red. S.G. Vershlovskogo. – M.: Prosveschenie, 1988. – 141 s.

10. Rodichev N.F. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt proforientatsionno znachimogo nastavnichestva // V kn .: Sbornik luchshikh mirovykh tekhnologij i praktik po voprosam razvitiya i upravleniya talantami «Discovery of Talents / Otkrytie talantov / Cltlelr achylyshy». Professional'noe samoopredelenie / Pod obsch. red. S.S. Gilya, M.A. Sikorskoj-Dekanovoj – Kazan', 2015. – 242 s.

Система Orphus

Loading...
Up