Pedagogical design of modern educational technologies

 
PIIS181570410019608-3-1
DOI10.54884/S181570410019608-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Elementary, Preschool Education and Social Management
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages107-110
Abstract

The article deals with the problem of effective use of modern educational technologies, a special place is given to the technology of problem learning. The introduction of standards has changed the role of the teacher and the view of the educational process, which should reveal the potential abilities of each student, including finding solutions in difficult life situations. In Russia, the formation of the new education system continues, focused on entering the world educational space. In this regard, it is the teacher who first of all should become the source of innovative changes. Preparing a teacher for design and innovation activities is one of the tasks facing the head of an educational organization. The purpose of the article is to present the organization of the work of a pedagogical workshop on the design of educational technologies; go step by step together the path from "infancy" to "heyday".

Keywordstechnology, pedagogical technology, educational technology, problem situation, problem learning technology
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters8732
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, связанных с переходом системы образования от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование в течение жизни», меняет роль учителя.
2 Перед педагогическими работниками в целях улучшения образовательного процесса стоит ряд задач, решение которых будет способствовать формированию у обучающихся компетенций, позволяющих раскрыть наиболее полно их способности и возможности к самоорганизации и саморазвитию. Что немаловажно, меняется роль преподавателя: из субъекта, доминирующего «над процессом», он становится со-участником познавательной деятельности, консультантом, тьютором, модератором, «проводником» в мир знаний и открытий. Современные подходы, активные методы, содержание учебной деятельности, технологии сотрудничества ориентируют нас на смену парадигмы как научной, так и личной. Вектором развития образовательного пространства вуза или школы может стать педагогическое проектирование, охватывающее в настоящее время все большее число образовательных организаций различного уровня.
3 Современный учитель, нацеленный на «вызовы времени», и новый ученик, стремящийся к удовлетворению своих образовательных потребностей, могут в совместной проектной деятельности реализовать взаимодействие новейших тенденций педагогической теории и инновационной практики. Технология педагогического проектирования направлена прежде всего на стимулирование педагогов к осознанию проблемы и поиску путей ее решения.
4 Нами обосновывается необходимость изменения содержания и форм научно-методической работы с педагогами, в частности, в вопросе применения современных технологий обучения через такие формы, как педагогическая «мастерская» и «педагогический лекторий». Объектом нашей работы в гимназии в настоящее время является разработка системы уроков, технологических карт, схем, рисунков к урокам в соответствии с новой образовательной ситуацией в «педагогической мастерской», а также организация педагогического лектория по основам педагогического проектирования.
5 На наш взгляд, подход к выбору технологий обучения зависит от многих факторов – это прежде всего уровень теоретической и практической подготовленности учителя, его методическое мастерство и личностные качества; выбор методики преподавания; учет возрастных особенностей обучаемых; наличие необходимого учебно-методического инструментария.
6 Рассмотрим технологию проблемного обучения, с которой началась встреча в педагогической «мастерской». Первый шаг – теоретическое ознакомление с технологией (история возникновения; основные понятия, проблемная ситуация, и др., сущность технологии проблемного обучения; условия успешности обучения; методические приемы создания проблемных ситуаций, основные формы проблемного обучения). Второй шаг – создание алгоритма анализа проблемной ситуации. Представляем один из вариантов возможного сценария развития проблемной ситуации: определяем цель и критерии; переходим к поиску информации; создаем модель возможной ситуации с помощью ключевых факторов и установления взаимосвязей; выдвигаем варианты решений, обсуждаем рабочую гипотезу; проверяем гипотезу и принимаем решение (если полученные данные не соответствуют ожиданиям, следует вернуться на шаг). Третий шаг оказался самым трудоемким – это процесс разработки уроков в технологии проблемного обучения. Участниками мастерской разработана структура урока технологии проблемного обучения, состоящая из ряда этапов.

views: 271

Readers community rating: votes 0

1. Zorina E. M. Ispol'zovanie pedagogicheskikh opor v metode upravlyaemykh otkrytij // Innovatsionnoe obrazovatel'noe prostranstvo: teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam i russkomu yazyku kak inostrannomu v vysshej shkole: kol. monogr. Vyp.13. – Kirov: Izd-vo MTsITO, 2020. – S. 78-85.

2. Zorina E. M. Metapredmetnaya kompetentsiya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa kak chast' metodicheskoj kompetentnosti // Voprosy pedagogiki. – 2019. – №8-2. – S. 43-54.

3. Zorina E. M., Monakhova L. Yu. Tsifrovye pedagogicheskie opory v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №2(63). – S. 116-121.

4. Koats Dzh. Pokoleniya i stili obucheniya / per. s angl. L. E. Kolbacheva. – M.: MAPDO – Novocherkassk: NOK, 2011. – 121 s., il.

5. Maron A. E., Rezinkina L. V. Ehtapy lichnostno-professional'nogo stanovleniya pedagoga: ot adaptatsii v professii k metadeyatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. – 2015. – №3(44). – S. 74-78.

6. Monakhova L.Yu., Ryabokon' E. A. Razvitie lichnosti, kak strategicheskaya liniya sovremennoj sistemy professional'nogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – №2. – S. 336-344.

7. Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. –2011. – №1(26). – S.45-53.

8. Fel'dshtejn D. I. Chelovek v sovremennom mire: vozmozhnosti razvitiya // Chelovek i obrazovanie. – 2009. – №3. – S. 10-16.

9. Sherajzina R.M., Mednik E.A., Traschenkova S.A. Ispol'zovanie vozmozhnostej web-kvestov v obrazovatel'nom prostranstve vuza i shkoly // Sovremennye Web-tekhnologii v tsifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizatsiya: sbornik statej. – Nizhnij Novgorod, 2019. – S. 189-194.

10. Bauerlein M. (2008) The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 264 p.

11. Chirkova E. I., Zorina E. M., Chernovets E. G. (2021) Adaptive Testing in E-Learning in High School. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V. (eds) Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 184. Springer, Cham, 192-202.

12. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol. 9, № 5, 1-6.

Система Orphus

Loading...
Up