Педагогическое проектирование современных технологий обучения

 
Код статьиS181570410019608-3-1
DOI10.54884/S181570410019608-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы107-110
Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективного использования современных технологий обучения, особое место отводится технологии проблемного обучения. Внедрение стандартов поменяло роль учителя и взгляд на образовательный процесс, который должен раскрывать потенциальные способности каждого обучающегося, их умение находить решения в сложных жизненных ситуациях. В России продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим источником инновационных изменений должен стать в первую очередь учитель. Подготовка учителя к проектной и инновационной деятельности – одна из задач, стоящих перед руководителем образовательной организации. Цель статьи – представить организацию работы педагогической мастерской по проектированию образовательных технологий; шаг за шагом пройти вместе путь от «младенчества» до «расцвета».

Ключевые словатехнология, педагогическая технология, образовательная технология, проблемная ситуация, технология проблемного обучения
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов8732
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, связанных с переходом системы образования от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование в течение жизни», меняет роль учителя.
2 Перед педагогическими работниками в целях улучшения образовательного процесса стоит ряд задач, решение которых будет способствовать формированию у обучающихся компетенций, позволяющих раскрыть наиболее полно их способности и возможности к самоорганизации и саморазвитию. Что немаловажно, меняется роль преподавателя: из субъекта, доминирующего «над процессом», он становится со-участником познавательной деятельности, консультантом, тьютором, модератором, «проводником» в мир знаний и открытий. Современные подходы, активные методы, содержание учебной деятельности, технологии сотрудничества ориентируют нас на смену парадигмы как научной, так и личной. Вектором развития образовательного пространства вуза или школы может стать педагогическое проектирование, охватывающее в настоящее время все большее число образовательных организаций различного уровня.
3 Современный учитель, нацеленный на «вызовы времени», и новый ученик, стремящийся к удовлетворению своих образовательных потребностей, могут в совместной проектной деятельности реализовать взаимодействие новейших тенденций педагогической теории и инновационной практики. Технология педагогического проектирования направлена прежде всего на стимулирование педагогов к осознанию проблемы и поиску путей ее решения.
4 Нами обосновывается необходимость изменения содержания и форм научно-методической работы с педагогами, в частности, в вопросе применения современных технологий обучения через такие формы, как педагогическая «мастерская» и «педагогический лекторий». Объектом нашей работы в гимназии в настоящее время является разработка системы уроков, технологических карт, схем, рисунков к урокам в соответствии с новой образовательной ситуацией в «педагогической мастерской», а также организация педагогического лектория по основам педагогического проектирования.
5 На наш взгляд, подход к выбору технологий обучения зависит от многих факторов – это прежде всего уровень теоретической и практической подготовленности учителя, его методическое мастерство и личностные качества; выбор методики преподавания; учет возрастных особенностей обучаемых; наличие необходимого учебно-методического инструментария.
6 Рассмотрим технологию проблемного обучения, с которой началась встреча в педагогической «мастерской». Первый шаг – теоретическое ознакомление с технологией (история возникновения; основные понятия, проблемная ситуация, и др., сущность технологии проблемного обучения; условия успешности обучения; методические приемы создания проблемных ситуаций, основные формы проблемного обучения). Второй шаг – создание алгоритма анализа проблемной ситуации. Представляем один из вариантов возможного сценария развития проблемной ситуации: определяем цель и критерии; переходим к поиску информации; создаем модель возможной ситуации с помощью ключевых факторов и установления взаимосвязей; выдвигаем варианты решений, обсуждаем рабочую гипотезу; проверяем гипотезу и принимаем решение (если полученные данные не соответствуют ожиданиям, следует вернуться на шаг). Третий шаг оказался самым трудоемким – это процесс разработки уроков в технологии проблемного обучения. Участниками мастерской разработана структура урока технологии проблемного обучения, состоящая из ряда этапов.

всего просмотров: 264

Оценка читателей: голосов 0

1. Зорина Е. М. Использование педагогических опор в методе управляемых открытий // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: кол. моногр. Вып.13. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. – С. 78-85.

2. Зорина Е. М. Метапредметная компетенция участников образовательного процесса как часть методической компетентности // Вопросы педагогики. – 2019. – №8-2. – С. 43-54.

3. Зорина Е. М., Монахова Л. Ю. Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Человек и образование. – 2020. – №2(63). – С. 116-121.

4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л. Е. Колбачева. – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011. – 121 с., ил.

5. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Этапы личностно-профессионального становления педагога: от адаптации в профессии к метадеятельности // Человек и образование. – 2015. – №3(44). – С. 74-78.

6. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е. А. Развитие личности, как стратегическая линия современной системы профессионального образования // Человек и образование. – 2018. – №2. – С. 336-344.

7. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. –2011. – №1(26). – С.45-53.

8. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. – 2009. – №3. – С. 10-16.

9. Шерайзина Р.М., Медник Е.А., Тращенкова С.А. Использование возможностей web-квестов в образовательном пространстве вуза и школы // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей. – Нижний Новгород, 2019. – С. 189-194.

10. Bauerlein M. (2008) The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 264 p.

11. Chirkova E. I., Zorina E. M., Chernovets E. G. (2021) Adaptive Testing in E-Learning in High School. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V. (eds) Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 184. Springer, Cham, 192-202.

12. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol. 9, № 5, 1-6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх