Modern approaches to students’ education as a factor of future specialists training

 
PIIS181570410019556-6-1
DOI10.54884/S181570410019556-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages51-55
Abstract

The article presents modern methodological approaches to the organization of students’ education in the process of training specialists of the future. Special attention is paid to the disclosure of the essence of the subject-oriented approach and its dominant influence on the development of the creative personality of the student, the disclosure of his/her unique potential. The conditions, forms and specific cultural practices of future specialists training at St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions are also shown.

Keywordsmodern approaches to education, training of a specialist of the future, the phenomenon of impressing, cultural-centered model of education, creative individuality of the student, subject-oriented approach
Received06.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters11826
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Методологические представления о современных подходах и концепциях подготовки специалистов гуманитарной сферы необходимы для актуализации инновационных поисков в научно-образовательной деятельности современных вузов. В последние годы большинство ученых и практиков выступают против создания единой модели, концепции или программы организации воспитательного процесса для всех учебных заведений страны. Прогрессивное направления развития вуза определяется на основе идеи вариативности целей, содержания и способов организации деятельности. Однако это не означает, что можно не опираться на достижения философско-культурологических и социально-педагогических наук и создавать воспитательные системы волюнтаристически, не учитывая закономерности обучения, воспитания и развития человека. В противоположность этому реализация принципов вариативности требует от специалистов высшей школы значительной осведомленности о методологии, теории, технологиях преподавания и управления в системе подготовки специалистов. Все вышесказанное базируется на интеграции современных методологических подходов, изучающих научную область педагогического человекознания, таких как:

  • антропологического, акцентирующего перенос с исследования образовательных феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего его высшие устремления и достижения, рассматривающего воспитательный процесс в контексте сопряжения его направленности на интеграцию физического, психического и духовного развития человека;
  • герменевтического, в основе которого лежит понимание признанного способа человеческого бытия, являющегося одним из этапов рефлексии человека, его универсальной характеристикой, присущей любой человеческой деятельности;
  • феноменологического, направленного на поиск смысла, который появляется на пересечении опыта различных людей и позволяет увидеть происходящее с позиции другого и его системы целей и ценностей;
  • синергетического, ориентирующего на недопустимость отожествления рациональности с жёстким знанием, требующего учета принятия контекстности и многослойности мышления; допущения нелинейности, неоднозначности, необратимости самоорганизующейся системы по отношению к развитию человека и функционированию человеческого общества [1, с.332];
  • культурологического, представляющего собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для выполнения человеком функций социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ и индивидуальное самоопределения личности; в культурологическом дискурсе социальная реальность определяется прежде всего через содержание, которым наполняются институциональные структуры, нормативные представления, ценностные ориентиры [3];
  • онтологического, структурирующего систему ценностей, норм и формирующего человеческую экзистенцию в творческом соотношении с духовным фундаментом его культурной системы. Это предполагает понимание воспитания как модуса бытия, ориентированного на движение человека как целостности, а также преодолевающего противоречия между научными и бытийными ориентирами, что только и предоставит возможность воспитать «танцующую звезду» (красноречивая метафора Ф. Ницше: «…нужно носить в себе ещё и хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду») [ 10];
  • субъектно-ориентированого, характеризующегося интеграцией философских, психологических и педагогических идей о человеке как личности, субъекте, индивидуальности и универсальности; его активности сознания и самосознания, соотношения свободы выбора и свободы творчества; обнаружения, актуализации, развития уникальности личности как потенциально бесконечного и неповторимого творческого существа [5].

views: 255

Readers community rating: votes 0

1. Gorshkova V.V. Fenomen obrazovaniya cheloveka: izbrannye nauchnye trudy. – SPb.: Asterion, 2020. – 490 s.

2. Gorshkova V.V. Filosofsko-psikhologicheskie osnovaniya sub'ektnoj pedagogiki v usloviyakh vysshej shkoly // Pedagogika.– 2019. – № 2. – S. 14–23.

3. Zapesotskij A.S. Vospitatel'nyj protsess v universitete v kontekste kul'turotsentristskoj kontseptsii obrazovaniya. 2-e izd; perab. i dop. – SPb.: SPB GUP, 2011. – 32 s.

4. Zapesotskij A.S. Kul'turotsentristskaya model' obrazovaniya // Kul'turotsentristskaya model' vysshego obrazovaniya. – SPb.: SPB GUP, 2010. – 292 s.

5. Il'enkov Eh.V. Filosofiya i kul'tura. – M.: Politizdat, 1991. – 464 s.

6. Mamardashvili M.K. Neobkhodimost' sebya. – M.: Labirint, 1996. – 432 s.

7. Pugach V.E. Lichnost' i kul'tura v shkole XXI veka: konflikt i vzaimodejstviya // Pedagogika.– 2019. – № 2. – S. 46–56.

8. Rozin V.M. Obrazovanie v usloviyakh modernizatsii i neopredelennosti. – M.: LIBROKOM, 2013. – 80 s.

9. Ehfroimson V.P. Genial'nost' i genetika. – M: Russkij mir. – 1988. – 544 s.

10. Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra. Cambridge University Press, 2006.

Система Orphus

Loading...
Up