Современные подходы к воспитанию студентов как фактор подготовки специалистов будущего

 
Код статьиS181570410019556-6-1
DOI10.54884/S181570410019556-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы51-55
Аннотация

В статье представлены современные методологические подходы к организации воспитания студентов в процессе подготовки специалистов будущего. Особое внимание уделено раскрытию сущности субъектно ориентированного подхода и его доминирующего влияния на развитие творческой индивидуальности студента, раскрытию его неповторимого потенциала. Также показаны условия, формы и конкретные культурные практики подготовки будущих специалистов в Санкт-Петербургском Гуманитарном  университете профсоюзов.

Ключевые словасовременные подходы к воспитанию, подготовка специалиста будущего, феномен импрессинга, культуроцентристская модель воспитания, творческая индивидуальность студента, субъектно ориентированный подход
Получено06.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов11826
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Методологические представления о современных подходах и концепциях подготовки специалистов гуманитарной сферы необходимы для актуализации инновационных поисков в научно-образовательной деятельности современных вузов. В последние годы большинство ученых и практиков выступают против создания единой модели, концепции или программы организации воспитательного процесса для всех учебных заведений страны. Прогрессивное направления развития вуза определяется на основе идеи вариативности целей, содержания и способов организации деятельности. Однако это не означает, что можно не опираться на достижения философско-культурологических и социально-педагогических наук и создавать воспитательные системы волюнтаристически, не учитывая закономерности обучения, воспитания и развития человека. В противоположность этому реализация принципов вариативности требует от специалистов высшей школы значительной осведомленности о методологии, теории, технологиях преподавания и управления в системе подготовки специалистов. Все вышесказанное базируется на интеграции современных методологических подходов, изучающих научную область педагогического человекознания, таких как:

  • антропологического, акцентирующего перенос с исследования образовательных феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего его высшие устремления и достижения, рассматривающего воспитательный процесс в контексте сопряжения его направленности на интеграцию физического, психического и духовного развития человека;
  • герменевтического, в основе которого лежит понимание признанного способа человеческого бытия, являющегося одним из этапов рефлексии человека, его универсальной характеристикой, присущей любой человеческой деятельности;
  • феноменологического, направленного на поиск смысла, который появляется на пересечении опыта различных людей и позволяет увидеть происходящее с позиции другого и его системы целей и ценностей;
  • синергетического, ориентирующего на недопустимость отожествления рациональности с жёстким знанием, требующего учета принятия контекстности и многослойности мышления; допущения нелинейности, неоднозначности, необратимости самоорганизующейся системы по отношению к развитию человека и функционированию человеческого общества [1, с.332];
  • культурологического, представляющего собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для выполнения человеком функций социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ и индивидуальное самоопределения личности; в культурологическом дискурсе социальная реальность определяется прежде всего через содержание, которым наполняются институциональные структуры, нормативные представления, ценностные ориентиры [3];
  • онтологического, структурирующего систему ценностей, норм и формирующего человеческую экзистенцию в творческом соотношении с духовным фундаментом его культурной системы. Это предполагает понимание воспитания как модуса бытия, ориентированного на движение человека как целостности, а также преодолевающего противоречия между научными и бытийными ориентирами, что только и предоставит возможность воспитать «танцующую звезду» (красноречивая метафора Ф. Ницше: «…нужно носить в себе ещё и хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду») [ 10];
  • субъектно-ориентированого, характеризующегося интеграцией философских, психологических и педагогических идей о человеке как личности, субъекте, индивидуальности и универсальности; его активности сознания и самосознания, соотношения свободы выбора и свободы творчества; обнаружения, актуализации, развития уникальности личности как потенциально бесконечного и неповторимого творческого существа [5].

всего просмотров: 229

Оценка читателей: голосов 0

1. Горшкова В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды. – СПб.: Астерион, 2020. – 490 с.

2. Горшкова В.В. Философско-психологические основания субъектной педагогики в условиях высшей школы // Педагогика.– 2019. – № 2. – С. 14–23.

3. Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в университете в контексте культуроцентристской концепции образования. 2-е изд; пераб. и доп. – СПб.: СПБ ГУП, 2011. – 32 с.

4. Запесоцкий А.С. Культуроцентристская модель образования // Культуроцентристская модель высшего образования. – СПб.: СПБ ГУП, 2010. – 292 с.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

6. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с.

7. Пугач В.Е. Личность и культура в школе XXI века: конфликт и взаимодействия // Педагогика.– 2019. – № 2. – С. 46–56.

8. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 80 с.

9. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М: Русский мир. – 1988. – 544 с.

10. Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra. Cambridge University Press, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх