Simile est regnum coelorum patrifamilias: представления о familia и patria potestas в энциклопедических трудах Исидора Севильского

 
Код статьиS207987840031266-1-1
DOI10.18254/S207987840031266-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Институты familia и patria potestas, а также связанные с ними социальные роли pater familias и mater familias, по общему признанию являются ключевыми концептами для понимания социальной организации римского общества. Их важность была настолько велика, что они продолжали упоминаться в раннесредневековых памятниках даже после фактического исчезновения Западной Римской империи. Между тем, familia и patria potestas далеко не так однозначны и просты для понимания, как долгое время казалось исследователям, изучавшим их почти исключительно на основе памятников римского права. Достаточно упомянуть, что споры о том, кого следует называть mater familias, велись уже среди самих римлян. Важность рассматриваемых концептов обусловлена и их связью с формированием института европейской семьи, на который они оказали свое влияние.  Целью настоящей работы является реконструкция и анализ представлений о familia и patria potestas Исидора Севильского — одного из крупнейших раннесредневековых писателей, положившего начало жанру средневековой энциклопедии. В статье делается попытка установить, насколько взгляды севильского епископа на данные институты совпадают с представлениями о них, существовавшие в Античности. В качестве источников используются два произведения Исидора Севильского, которые современные исследователи его творчества, основываясь на методе, структуре и тематической преемственности, относят к жанру грамматико-энциклопедических — «Дифференции» и «Этимологии». Кроме указанного обстоятельства их выбор обусловлен временем их создания: «Дифференции» являются самым ранним, а «Этимологии» самым поздним трудом епископа Севильи. Это позволят проследить не только эволюцию представлений о familia, patria potestas, pater familias и mater familias по сравнению с Античностью, но и возможное изменение взглядов на них самого автора. Кроме того, основными методами, которые Исидор использовал при работе над «Дифференциями» и «Этимологиями», являлись объяснение сути понятия через сопоставление его с близкими по значению словами, и поиск его этимологии, что облегчает достижение поставленной нами цели исследования. Анализ указанных произведений показывает, что Исидор Севильский считал familia основой любого сообщества, концептом хорошо знакомым его современникам и не нуждающемся в специальных пояснениях. В обоих произведениях familia упоминается преимущественно в дискурсе родства, что было нехарактерно для Античности. Данное слово в трудах епископа Севильи указывает как на группу сопоставимую с gens (что встречается и в римских источниках), так и на небольшой родственный коллектив, среди членов которого упоминаются преимущественно родители и дети. Последнее значение не было отмечено исследователями для периода Античности. Приобретение статуса pater familias у него связано не со свободой от patria potestas другого лица, как это мыслилось в Риме, а с отцовством и следованием определенному морально-этическому кодексу поведения. Статус mater familias в «Дифференция» их автор обосновывает наличием у женщины детей. Однако, позднее, в «Этимологиях», он делает акцент на правовом аспекте его получения, что в целом отражает еще античные дискуссии по этому вопросу. Севильский епископ упоминает и о власти мужа над женой, о внешних ее символах и о причинах ее установления, но не уточняет в чем конкретно заключается данная власть. Что касается patria potestas, то, не упоминая полное название данного института, он говорит о власти отцов над детьми, которых по положению приравнивает к рабам. В тоже время, представляется вероятны, что Исидор видел в ней не произвол в отношении подвластных лиц, а власть, ограниченную общественными установлениями и внутренним самоконтролем отца, основанном на patria dilectione. Данные представления созвучны тем, которые, по мнению исследователей, существовали и в римском обществе, хотя идеи Исидора, вероятно, имели и иные основания.

Ключевые словавласть, familia, pater familias, patria potestas, mater familias, Античность, раннее Средневековье, Исидор Севильский, «Этимологии», «Диффиренции»
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках проекта № 20-18-00374-П «Имперское Средиземноморье: модели, дискурсы и практики империализма от Античности до раннего Нового времени», реализуемого при финансовой поддержке Российского научного фонда.
Получено16.07.2024
Дата публикации17.07.2024
Кол-во символов111632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2

Оценка читателей: голосов 0

1. Авл Гелий. Аттические ночи. Книги XI—XX / пер. с лат. под общ. ред. А. Я. Тыжова, А. П. Бехтер. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008.

2. Биркин М. Ю. Античное наследие в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43). Ч. 2. С. 207—216.

3. Воронцов С. А. Исидор Севильский в историко-философском контексте: дис. ... канд. ист. наук. М., 2015.

4. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык-Медиа, 2003.

5. Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Статут, 2005. Т. VII, полутом 2 (книги XLVIII—L).

6. Исидор Севильский. Глава 2. Об общественных зданиях // Книга XV. О постройках и полях // Этимологии / пер. с лат. и ком. А. В. Гараджи // Труды Русской антропологической школы. 2007. № 4.2. С. 290—332.

7. Исидор Севильский. Книга IX. О языках, народах, правлениях, войске, гражданах, родстве. Глава 5. О категориях и степенях родства // Исидор Севильский. Этимологии / пер. с лат. и ком. А. А. Павлова // ANTIQUITAS AETERNA. Поволжский антиковедческий журнал. 2014. № 4. С. 535—548.

8. Исидор Севильский. Книга IX. О языках, народах, правлениях, войске, гражданах, родстве. Глава 2. О поименовании народов // Исидор Севильский. Этимологии / пер. с лат. и ком. А. А. Павлова // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2021. № 2 (18). С. 77—89.

9. Кузнецов А. В. Компьютерный анализ текстов на латинском языке: тематическое моделирование «Истории готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Выпуск 3 (89). URL: https://history.jes.su/s207987840009681-8-1/ DOI: 10.18254/S207987840009681-8

10. Марей Е. С. Грамматика и богословие в «Дифференциях» Исидора Севильского // Вестник РГГУ. 2013. № 13 (114). С. 66—77.

11. Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014.

12. Павлов А. А. Исидор Севильский и его «Этимологии» // ANTIQVITAS AETERNA. Поволжский антиковедческий журнал. Вып. 4: История понятий, категориальный аппарат современной исторической науки и проблемы (ре)конструкции прошлого / под ред. А. В. Махлаюка и О. Л. Габелко. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2014. С. 527—524.

13. Римская familia в отражении «Аттических ночей» Авла Геллия // Гендерные представления римлян в отражении римской антикварной традиции: хрестоматия / сост., пер. с лат., вступ. статьи и комм. А. А. Павлова. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015.

14. Римское частное право: учебник / под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М.: КНОРУС, 2014.

15. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V — начало VII века). М.: Наука, 1989.

16. Уколова В. И. «Различия» Исидора Севильского: слово как инструмент познания // Средние века. 2016. № 77 (3-4). С. 368—376.

17. Франчози Дж. Институционный курс римского права. М.: Статут, 2004.

18. Фокин А. Р. Исидор Севильский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. XXVII: Исаак Сирин — Исторические книги. С. 224—238.

19. Харитонов Л. А. «Исидор Севильский». Историко-философская драма // Исидор Севильский. Этимологии или начала в XX книгах. Кн. I—III: Семь свободных искусств / пер. с латин., статья, примеч. и уĸазатели Л. А. Харитонова. СПб.: Евразия, 2006. С. 160—225.

20. Arjava A. Paternal Power in Late Antiquity // The Journal of Roman Studies. 1998. Vol. 88. P. 147—165.

21. A. Gellii. Noctes Atticae // Sub cura P.K. Marshall. Oxonii: e typographeo Clarendoniano, 1968. T. II. Libri XI—XX.

22. Boetii. In Ciceronis Topica // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Paris, 1847. T. 64. Col. 1039—1074.

23. Bravo Bosch M. J. Levitas Animi // GLOSSAE. European Journal of Legal History. 2017. Т. 14. P. 1009—1024.

24. Crook J. Patria Potestas // The Classical Quarterly, New Series. 1967. Vol. 17. No. 1. P. 113—122.

25. De Vaan M. Etymological Dictionary of Latin and the Other Italic Languages // Leiden Indo—European Etymological Dictionary Series / еd. by A. Lubotsky. Leiden; Boston: Brill, 2008. Vol. 7.

26. Díaz y Díaz M. C. Introducción general // Isidoro de Sevilla. Etimologías / Prep. por J. Oroz Reta, M.-A. Marcos Casquiero. Madrid: Biblioteca de Auctores Cristianos, 1982. P. 6—257.

27. Erdödy J. SC Claudianum and Levitas Animi — a Gender Issue? // Pázmány Law Review. 2023. Nо. 8 (1). P. 11—30.

28. Fayer C. La familia romana. Roma: L’Erma di Bretschneider, 1994.

29. Fiori R. Mateifamilias // Bullettino dell’Istituto di Diritto romano Vittorio Scialoja. 1993—1994. Vol. XCVI—XCVII. Milano: Dott. A. Giuffrè editorep. P. 455—498.

30. Harris W. V. The Roman Father’s Power of Life and Death // Studies in Roman Law in Memory of A. Schiller / ed. by R. S. Bagnall, W. V. Harris. Leiden: Brill, 1986. P. 81—95.

31. Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Originum libri XX / ed. by W. M. Lindsay. Oxford: Oxford University Press, 1911. Vol. 1, 2.

32. Isidoro de Sevilla. Diferencias / Introducción, edición crítica, traducción y notas por C. Codoñer Merino. P.: Les Belles Lettres, 1992.

33. Karras R. M. The History of Marriage and the Myth of Friedelehe // Early Medieval Europe. 2006. No. 14 (2). P. 119—151.

34. Oxford Latin Dictionary. Oxford: Clarendon Press, 1968.

35. The Etymologies of Isidore of Seville / transl. from latin by S. A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, O. Berghof. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

36. S. Isidori Hispalensis episcopi Differentiarum sive De proprietate sermonum libri duo // Patrologiae cursus completus / ed. J. P. Migne. P., 1850. T. 83.5. Col. 9—96.

37. Lacey W. K. Patria Potestas // The Family in Ancient Rome: New perspectives / ed. by B. Rawson. Ithaca: Cornell University Press, 1986. P. 121—144.

38. Perelló C. A. Problems Concerning familia in Early Rome // Roman Legal Tradition. 2008. Nо. 4. P. 37—45.

39. Saller R. P. “Familia, Domus”, and the Roman Conception of the Family // Phoenix. 1984. Vol. 38, No. 4. P. 336—355.

40. Saller R. P. Paterfamilias, Materfamilias, and the Gendered Semantics of the Roman Household // Classical Philology. 1999. Vol. 94. No. 2. P. 182—197.

41. Saller R. P. Patriarchy, Property and Death in the Roman Family. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

42. Serviani in Vergili Aeneidos libros IX—XII commentarii // ed. by C.E. Murgia. N. Y.: Oxford University Press, 2018.

43. Shaw B. D. Raising and Killing Children: Two Roman Myths // Mnemosyne, Fourth Series. 2001. Vol. 54. Fasc. 1. P. 31—77.

44. Thomas Y. Vitae Necisque Potestas: The Father, the State, Death // Legal Artifices: Ten Essays on Roman Law in the Present Tense. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021. P. 144—209.

45. Treggiari S. Roman Marriage: Iusti Coniuges from the Time of Cicero to the Time of Ulpian. Oxford: Oxford University Press, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх