The Churching of Russia: Parish Empowerment and Parish Protest

 
Название публикации (др.)Воцерковление России: расширение полномочий приходов и приходской протест
Код статьиS207987840029349-2-1
DOI10.18254/S207987840029349-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Брандейский Университет
Адрес: Соединенные Штаты Америки, Уолтем
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Западные исследования секуляризации все более обращают внимание на явление «воцерковления» (“churching”) — расширение приходской инфраструктуры в связи с ростом и миграцией населения. В данном исследовании рассматривается «воцерковление» в императорской России с акцентом на два вопроса: насколько (и когда) православная церковь расширяла свою приходскую базу и как это «воцерковление» влияло на устремления и активность прихожан? Возможно, даже в большей степени, чем европейские церкви, Русская православная церковь в XIX в. — начале XX в. столкнулась с растущей проблемой: с одной стороны, огромные социальные изменения, а с другой – ограниченные ресурсы для адаптации. В данной работе предполагается, что реакция России на необходимость усиленного “churching” была запоздалой, но именно поэтому исключительно интенсивной: после 1880 г. «воцерковление» резко активизировалось. Но, как и раньше, местный приход практически в одиночку должен был его финансировать, продолжая отдавать значительную долю приходских доходов епархиальному управления для «общецерковных нужд», которые в основном шли на удовлетворение сословных интересов белого духовенства. Двойное бремя — епархиальные поборы и одновременно все возрастающие расходы на местный храм и на содержание приходского причта — представляли собой последнюю каплю, переполнившую чашу терпения прихожан. Прихожане, которых с 1860-х гг. стали поощрять к самоорганизации и мобилизации, все настойчивее заявляли о своем праве управлять приходом, контролировать его финансы и выбирать священнослужителей. Одним словом, «воцерковление» привело к революции в церкви.

Ключевые словавоцерковление, секуляризация, лаицизация, Русская православная церковь, духовенство, приход
Получено13.10.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов69828
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 52

Оценка читателей: голосов 0

1. Адаменко А. М. Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 3 (15). С. 34—37.

2. Адаменко А. М. Приходы русской православной церкви на юге западной Сибири в XVII в. — начале XX в. Кемерово, 2004.

3. Барабаш М. Н. Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях (вторая половина XIX в. — начало XX в.). Кандадатская диссертация. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2006.

4. Барсуков И. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Кн. 2. М.: Синодальная типография, 1891.

5. Беглов А. Л. От попыток обуздать «приходскую революцию» — к мобилизации прихожан. Приходский вопрос в Российской православной церкви в 1917—1918 гг. // Вестник Свято-филаретовского института. Вып. 25 (2018). С. 11—27.

6. Беглов А. Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. М.: Индрик, 2021.

7. Благоразумов В. Н. К вопросу о возрождении православного прихода. М: Типография М. Берксенко, 1906.

8. Бодэ А. Б., Жигальцова Т. В., Ходаковский Е. В. Нименьгский приход онежского уезда Архангельской губернии: строительная история // Ученые записки петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 6. С. 40—49.

9. Бокарев А. В. Деревянное церковное зодчество Архангельской губернии XIX в. — начало XX в. // Деревянное зодчество: новые материалы и открытия. М.; СПб., 2015. Вып. 4. С. 256—292.

10. Бокарева Л. С. Проекты реформы православного прихода и материального обеспечения духовенства в России в 1913—1917 гг. Кандидатская диссертация. СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2015.

11. Васильев А. В. Документация о строительстве сельских церквей как исторический источник (на примере Томской губернии) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 289. С. 139—144.

12. Владимиров В. Н. Приходы Барнаульского духовного правления в 1829—1864 гг. (по материалам клировых ведомостей). Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2006.

13. Волоснов Р. Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX в. — начала ХХ в. // Мир науки, культур, образования. 2008. №5 (12). С. 118—122.

14. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за … год. СПб.; Петроград: Синодальная типография, 1866—1916.

15. Дамаскин М. «Наши церковно-приходские попечительства // Церковно-общественный вестник. 1875. № 45 (25 апреля). С. 1—3.

16. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX в. — начало XX в.): дис. ... канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2006.

17. Документы Священного Собора Православной российской церкви 1917—1918 гг. Т. 14: Протоколы заседаний и материалы Отдела о благоустроении прихода / сост. Беглов А. Л. М.: Издательство Новоспасского монастыря, 2017.

18. Дружинкина Н. Г. Православные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX в. — начале XX в. Докторская диссертация. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010.

19. Журналы заседаний казанского епархиального съезда // Известия по казанской епархии. 1905. № 43 (15 ноябрь). С. 1273—1282. № 44 (22 ноябрь). С. 1306—1307.

20. Зольникова Н. Д. Прошения в Консисторию и Синод как источник для изучения социальной психологии крестьянства пореформенной Сибири // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука, 1982. С. 185—181.

21. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного ведомству за … г. 1837—1863. СПб., 1837—1865. Новая серия: Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания. СПб., 1866—1884.

22. Иконников С. А. Церковно-приходские попечительства и их роль в материальном обеспечении приходского духовенства центрального Черноземья во второй половине XIX в. — начале XX в. // История: факты и символы. 2018. № 4 (17). С. 77—85.

23. Ключарева А. В. Жизнедеятельность православных приходов в русской провинции в 1881—1917 гг. (по материалам Тульской епархии). Кандидатская диссертация. Тула: Тульский государственный педагогический университет, 2009.

24. Королева Е. Д. Церковно-приходские попечительства в объективе мнений современников и исследователей (по материалам Оренбургской губернии второй половины XIX в. — начала XX в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 3. С. 33—40.

25. Крылов В. Административные документы и письма Высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского, по управлению Камчатской епархией и местными духовно-учебными заведениями за 1846—1868 гг. Казань: Центральная типография, 1908.

26. Лебедев К. Н. Церковно-приходские попечительства // Черниговские епархиальные известия. 1901, № 23 (1 декабря). С. 817—828; № 24 (15 декабря) С. 875—886.

27. Леонтьева Т. Г. Церковная интеллигенция Тверской губернии в конце XIX в. — начале XX в. (1895—1907 гг.) Кандидатская диссертация. Тверь: Тверской государственный университет, 1992.

28. Н. К. Вопрос о церковно-приходских попечительствах // Беседа. 1872. № 12. С. 345—346.

29. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. 2 ч. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004.

30. Папков А. А. Беседы о православном приходе. СПб.: Сельский вестник, 1912.

31. Папков А. А. Начало возрождения церковно-приходской жизни в России. М., 1900.

32. Папков А. А. Необходимость обновления православного церковно-приходского строя (с проектом приходского управления). СПб.: Типография В. В. Комарова, 1903.

33. Папков А. А. О благоустройстве православного прихода. СПб.: Синодальная типография, 1907.

34. Папков А. А. Тревожное состояние нашей Церкви // Церковно-общественный вестник. 1913. № 10. С. 5—7.

35. Папков А. А. Упадок православного прихода XVIII—XIX вв. М.: Типография Владимира Чичерина, 1899.

36. Письма митрополита киевского Арсения // Русский архив. 1892. № 2. С. 202—232.

37. Полное собрание законов Российской Империи. 1 серия. 45 т. СПб., 1830. 2 серия. 55 т. СПб., 1830—1884. 3 серия: 28 т. СПб., 1911.

38. Преображенский И. В. Периодическая печать по вопросу о приходской реформе. СПб.: Типография Монтвида, 1908.

39. Протокол постановлений и журналы епархиального собрания духовенства и мирян могилевской епархии 19—21 сентября 1906 г. Могилев, 1905.

40. Протоколы и журналы съезда духовенства вятской епархии за 1905 г. Вятка: Типография Шкляевой, 1905.

41. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII в. — начало XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009.

42. Распоряжение Епархиального Начальства // Черниговские епархиальные известия. 1901. № 24 (15 декабря). С. 771—772.

43. Розанов Н. История московского епархиального управления. 3 ч. М.: В типографии «Русских ведомостей», 1869—1871.

44. Ропакова Е. Н. Уездные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX в. Кандидатская диссертация. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2009.

45. Село Лыково, Владимирская губерния // Клязьма. 1906. № 23 (25 января). С. 3.

46. Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса русской православной церкви во второй половине XIX в. — 1917 г. (на материалах Вятской епархии). Кандидатская диссертация. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2005.

47. Смета доходов и расходов Св. Правительствующего Синода за 1910 г. СПб., 1911.

48. Смолич И. История русской церкви, 1700—1917 гг. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-преображенского валаамского монастыря, 1996.

49. Струполева Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX в. — начале ХХ в.: социальные функции и духовная жизнь. Кандидатская диссертация. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2007.

50. Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2019.

51. Фриз Г. Л. Владимирская епархия: от церковной к приходской революции // Конфессиональная политика советского государства 1920—1950-е гг. М.: РОССПЭН, 2019. С. 6—16.

52. Фриз Г. Л. Воцерковление 1917 г.: церковный кризис и приходская революция // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1/2. С. 30—57.

53. Фриз Г. Л. Епархиальные съезды: повестка дня для новых исследований по провинциальной церковной истории // Личное есть историческое 2.0: Сборник статей к 65-ю Т. Г. Леонтьевой / ред. Белов А. В. Тверь: Тверской государственный университет, 2022. С. 33—38.

54. Фриз Г. Л. Открывая заново православное прошлое: микро-исторический подход в России периода империи» // Нестор. 2007. № 11. С. 369—395.

55. Фриз Г. Л. Революция в Церкви: епархиальные съезды, 1905—1917 гг. // «Губительное благочестие». Российская церковь и падение империи. СПб.: Издательство Европейского университета, 2019. С. 267—315.

56. Фриз Г. “Entangled History” и религиозная повседневность в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 7 (93). URL: https://history.jes.su/s207987840010690-8-1/ DOI: 10.18254/S207987840010690-8

57. Ходаковский Е. В. Деревянная церковная архитектура русского севера XIX в. — начала XX в. Докторская диссертация. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2022.

58. Ходаковский Е. В., Мелюх Е. А. Преображенская церковь в Нименьге и деревянное церковное зодчество Беломорья XIX в. // Архитектурное наследство. Вып. 59. 2013. С. 157—167.

59. Якимов И. С. Как я был церковным старостой. Казань, 1909.

60. Baty E. Victorian Church Building and Restoration in the Diocese of Norwich. Ph. D. diss. Norwich: University of East Anglia, 1987.

61. Berger P. Secularization and De-Secularization // Religions in the Modern World / ed. Fletcher P., Kawanami H., Smith D., Woodhead L. N. Y.: Routledge, 2002. P. 291—208.

62. Berger P. The Desecularization of the World. Washington: Ethics & Public Policy Center, 1999.

63. Borussa M. Genealogie der Säkularisierungstheorie: Zur Historisierung einer großen Erzählung der Moderne // Geschichte und Gesellschaft. 36 (2010). S. 347—376.

64. Brandwood G. Church Building and Restoration in Leicestershire, 1800—1914. PhD thesis. Leicester: University of Leicester, 1984.

65. Breitschneider K. G. Über die Unkirchlichkeit dieser Zeit im protestantischen Deutschland. Gotha, 1820.

66. Brown C. Did Urbanization Secularize Britain? // Urban History Yearbook. 15 (1988). S. 1—14.

67. Brown C. Religion and the Development of an Urban Society: Glasgow, 1780—1914. D. Phil. thesis. Glasgow: University of Glasgow, 1981.

68. Bruce S. Secularization: In Defense of an Unfashionable Theory. Oxford: Oxford University Press, 2011.

69. Burkhardt M. Die Diskussion über die Unkirchlichkeit, ihre Ursachen und möglichen Abhilfen im ausgehenden 18. und frühen 19. Jahrhundert. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1999.

70. Clark J. C. D. Secularization and Modernization: The Failure of a “Grand Narrative” // Historical Journal 55 (2012). P. 161—191.

71. Coleman B. E. Anglican Church Extension and Related Movements, 1800—1860, with Special Reference to London. D. Phil. thesis. Cambridge: University of Cambridge, 1969.

72. Einführung einer Gemeindeordnung in den evangelischen Kirchengemeinden der östlichen Provinzen // Allgemeines Kirchenblatt für das evangelische Deutschland. 1852. No. 33—39. P. 477—524.

73. Ell P. S., Slater T. R. The Religious Census of 1851: A Computer-Mapped Survey of the Church of England // Journal of Historical Geography. 20 (1994). P. 44—61.

74. Fierson C. All Russia Is Burning. A Cultural History of Fire and Arson in Late Imperial Russia. Seattle: University of Washington Press, 2012.

75. Finke R., Stark R. Churching of America, 1776—2005. New Brunswick: Rutgers University Press, 2005.

76. Fordahl C. The Post-Secular: Paradigm Shift or Provocation? // European Journal of Social Theory. 20 (2017). P. 550—568.

77. Freeze G. L. All Power to the Parish? The Problem and Politics of Church Reform in Late Imperial Russia // Social Identities in Revolutionary Russia / ed. Palat M. K. L.: Macmillan, 2001. P. 174—208.

78. Freeze G. L. Dechristianization in Holy Rus’? Reports from Vladimir Diocese on Popular Piety, 1900—1913 // Orthodox Christianity in Imperial Russia: A Source Book on Lived Religio / ed. Coleman H. Bloomington: Indiana University Press, 2014. P. 208—28.

79. Freeze G. L. Priests and Revolution: The Parish Clergy of Vladimir in 1905 // Rethinking the Russian Revolution of 1905: The Russian Revolution of 1905 in Transcultural Perspective: Identities, Peripheries, and the Flow of Ideas / ed. von Weikersthal F., Grüner F., Hohler S., Schedewie F., Tuchtenhagen R., Utz R., Wezel K. Bloomington: Slavica, 2013. P. 19—38.

80. Freeze G. L. Russian Orthodoxy on the Periphery: Decoding the Raporty blagochinnykh in Lithuania Diocese // Проблемы всемирной истории / ред. Ананьич Б. В. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 124—131.

81. Freeze G. L. Russian Orthodoxy: Church, People and Politics in Imperial Russia // Cambridge History of Russia. Vol. 2: Imperial Russia, 1689—1917 / ed. Lieven D. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 284—305.

82. Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Princeton: Princeton University Press, 1983.

83. Freeze G. L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge: Harvard University Press, 1977.

84. Geary F. Characteristics of Religious Diversity in Mid-Nineteenth Century Warwickshire: A Study of the 1851 Religious Census. D. Phil. thesis. Oxford: Oxford University, 2016.

85. Gilley S. Introduction // Cambridge History of Christianity. Vol. 8: c. 1851 — c. 1914. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 1—9.

86. Inglis K. S. Patterns of Religious Worship in 1851 // Journal of Ecclesiastical History. 11 (1960). S. 74—86.

87. Kantzenbach F. W. Zur Entfaltung der Problematik von “Kirchlichkeit” und “Unkirchlichkeit” in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts // Hospitium ecclesiae. 11 (1978). P. 93—128.

88. Kselman T. The Varieties of Religious Experience in Urban France // European Religion in the Great Cities, 1830—1930 / ed. McLeod H. L.: Routledge, 1995. P. 165—190.

89. Lagnée M. The Impact of Technology on Catholicism in France // The Decline of Christendom in Western Europe, 1750—2000 / ed. McLeod H., Ustorf W. Cambridge University Press, 2003. P. 163—183.

90. Laird J. Religion and Life, 1793—1865: A Study in the Social and Religious History within the Bounds of the Presbytery of Cupar. Ph. D. diss. Saint Andrews: University of St. Andrews, 1977.

91. McCloud H. Religion // Atlas of Industrializing Britain 1750—1914. L.: Routledge, 1986. P. 211—217.

92. McLeod H. Introduction // European Religion in the Great Cities, 1830—1930. L.: Routledge, 1995. P. 1—39.

93. McLeod H. Religion in the City // Urban History Yearbook. 5 (1978). S. 7—22.

94. McLeod H. Secularization in Western Europe 1848—1914. N. Y.: St. Martin’s Press, 2000.

95. McLeod H., Ustof W. The Decline of Christendom in Western Europe, 1750—2000. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

96. Morris J. Secularization and Religious Experience: Arguments in the Historiography of Modern British Religion // Historical Journal. 55 (2012). P. 195—219.

97. Otte H. More Churches — More Churchgoers // European Religion in the Great Cities, 1830—1930 / ed. McLeod H. L.: Routledge, 1995. S. 90—118.

98. Papkov А. А. За церковной стеной // Новое время. 1914. № 13626 (17 февраля).

99. Papkov А. А. Тревожвное состояние нашей церкви (страшная книга) // Церковно—общественный вестник. 1914. № 10 (6 марта). С. 5—7.

100. Parmaksiz U. Making Sense of the Postsecular // European Journal of Social Theory. 21 (2016). P. 98—116.

101. Phayer F. Religion und das gewöhnliche Volk in Bayern in der Zeit von 1750—1850. München: Stadtarchiv, 1970.

102. Pickering W. S. F. The 1851 Religious Census: A Useless Experiment? // British Journal of Sociology. 18 (1967). P. 382—407.

103. Pieper D. P. Kirchliche Statistik Deutschlands. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1900.

104. Preußen: Mittheilungen über Aufnmahme und Wirksamkeit der evangelischen Gemeindekirchenräthe während des ersten Jahres ihres Bestehens in der Provinz Preußen // Allgemeines Kirchenblatt für das evangelische Deutschland. 1853. No. 37/38 (12.09). P. 633—633; No. 39/40 (26.9). P. 649—664.

105. Pro-Benedictrine Code of Canon Law. San Francisco: Ignatius Press, 2001.

106. Sanders A. Church Architecture and Religious Art // Cambridge History of Christianity. Vol. 8: c. 1851 — c. 1914. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 103—120.

107. Schematismus der Geistlichkeit des Erzbistums München und Freysing für das Jahr 1823. München: Verlag der Ignaz Joseph Lentner’schen Buchhandlung, 1823.

108. Shevzov V. Popular Orthodoxy in Late Imperial Russia. Ph. D. Diss. New Haven: Yale University Press, 1994.

109. Snell K. D. M., Ell P. S. Rival Jerusalems: The Geography of Victorian Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

110. Stark R., Iannaccone L. A Supply-Side Reinterpretation of the “Secularization” of Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. 33 (1994). P. 230—252.

111. The Secularization Debate / ed. Swatos W. H., Olson D. V. A. Lanham: Rowman & Littlefield, 2000.

112. Thompson D. M. The 1851 Religious Census: Problems and Possibilities // Victorian Studies. 11 (1967). P. 87—97.

113. Thompson D. M. The Religious Census of 1851 // The Census and Social Structure: An Interpretative Guide to Nineteenth Century Censuses for England and Wales / ed. Lawton R. L., 1978. P. 281—286.

114. Wakeling C. The Architecture of the Nonconformist Churches during the Victorian and Edwardian Years. Ph. D. diss. Anglia: University of East Anglia, 1983.

115. Ward W. R. The Cost of Establishment: some Reflections on Church Building in Manchester // Studies in Church History. 3 (1966). P. 273—287.

116. Young G. Into Church Matters: Lay Identity, Rural Parish Life, and Popular Politics in Late Imperial and Early Soviet Russia, 1864—1928 // Russian History. 23 (1996). P. 367—384.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх