Культурная или экономическая нация? Понятие «экономика культуры» в политическом дискурсе современной ФРГ

 
Код статьиS207987840029138-0-1
DOI10.18254/S207987840029138-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Концептуализация и введение в широкий оборот понятия «экономика культуры» в значительной степени повлияли на представление о культуре в Германии. В последние десятилетия культура все чаще представляется в качестве одного из важнейших факторов экономического развития, а экономика культуры — крупнейшей отраслью экономики с большим числом занятых и внушительными оборотными средствами. Опираясь на методологию исторической семантики и исторической социологии, в статье проводится многостороннее изучение понятия «экономика культуры». Оно стало индикатором и фактором пересмотра политики культуры в Германии в последние десятилетия, что привело к значительным изменениям в институциональном оформлении политики и дискурсе о культуре. Включение этого понятия в тексты предвыборной агитации крупнейших политических партий ФРГ повлекло за собой модификацию политического дискурса о культуре. Это привело к тому, что разделы предвыборных программ, посвященные культуре, все больше содержат финансово-экономическую и производственную лексику. Такие изменения в политическом дискурсе о культуре привели к новой контекстуализации, ресемантизации и изменению соотношения базовых понятий «культурная нация» и «экономическая нация» в отношении современной ФРГ.

Ключевые словаГермания, политический дискурс, предвыборные программы, культурная нация, экономическая нация
Источник финансированияГрант РНФ № 20-18-00482 «Трансформации идей превосходства на Западе и в России в конце XIX — начале ХХI в.».
Получено26.09.2023
Дата публикации14.12.2023
Кол-во символов38241
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 36

Оценка читателей: голосов 0

1. Атнашев Т., Велижев М. Кембриджская школа: история и метод. С. 7—52 // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории / сост. Т. Атнашев, М. Велижев. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

2. Бикбов А. Т. Грамматика порядка: Историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

3. Брубейкер Р. Этничность без групп. /пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

4. Официальный сайт правительства Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/bundesregierung/bundeskanzleramt/staatsministerin-fuer-kultur-und-medien/kultur/kultur-und-kreativwirtschaft (дата обращения: 15.10.2023).

5. Официальный сайт Федерального центра компетенций экономики культуры и креативной экономики Kompetenzzentrum des Bundes für Kultur- und Kreativwirtschaft. [Электронный ресурс]. URL: https://kreativ-bund.de/ (дата обращения 15.10.2023).

6. Предвыборная программа в бундестаг партии ПДС (2002) Es geht auch anders: Nur Gerechtigkeit sichert Zukunft! Programm der PDS zur Bundestagswahl 2002. [Электронный ресурс]. URL https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2015-1/41221_2002.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

7. Предвыборная программа партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС) 2021г. Das Programm für Stabilität und Erneuerung. Gemeinsam für ein modernes Deutschland. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41521_2021.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

8. Предвыборная программа в бундестаг (2009) Левой партии. Bundestagswahlprogramm der Partei DIE LINKE. Konsequent sozial. Für Demokratie und Frieden. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/41223_2009.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

9. Предвыборная программа в бундестаг (2009) Свободной демократической партии Германии (СвДП). Die Mitte stärken. Deutschlandprogramm 2009. Programm der Freien Demokratischen Partei zur Bundestagswahl 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/41420_2009.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

10. Предвыборная программа в бундестаг (2021) Свободной демократической партии Германии (СвДП). “Nie gab es mehr zu tun. Wahlprogramm der Freien Demokraten”. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41420_2021.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

11. Предвыборная программа партии Союз 90/ Зеленые (2009). Bundestagswahlprogramm 2009 BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN. Der grüne Neue Gesellschaftsvertrag. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/41113_2009.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

12. Предвыборная программа Социал-демократической партии Германии (СДПГ) 1998 г. Arbeit, Innovation und Gerechtigkeit. SPD-Wahlprogramm für die Bundestagswahl 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2015-1/41320_1998.pdf (дата обращения 15.10.2023).

13. Программа партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС) 2009 г. WIR HABEN DIE KRAFT — GEMEINSAM FUR UNSER LAND. Regierungsprogramm 2009—2013. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/41521_2009.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

14. Программа Социал-демократической партии Германии (СДПГ) 2009 г. Sozial und Demokratisch. Anpacken. Für Deutschland. Das Regierungsprogramm der SPD. [Электронный ресурс]. URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/41320_2009.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

15. Юрин А. Н. Понятия «экономическая нация» и «национализм немецкой марки» в интеллектуальной культуре современной Германии // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 7 (93). URL: https://history.jes.su/s207987840010925-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840010925-6

16. Beyme von K. Kulturpolitik in Deutschland: Von der Staatsförderung zur Kreativwirtschaft. Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden, 2012.

17. Butterwegge Ch. Definitionen, Einfallstore und Handlungsfelder des Rechtspopulismus. S. 11—77 // Butterwegge Ch., Hentges G. Rechtspopulismus, Arbeitswelt und Armut: Befunde aus Deutschland, Österreich und der Schweiz. Opladen; Farmington Hills Mich.: Budrich, 2008.

18. Die Kulturwirtschaft von Nordrhein-Westfalen im Vergleich. Kulturwirtschaftsbericht 1991/2. Ein Bericht für das Ministerium für Wirtschaft, Mittelstand und Technologie des Landes Nordrhein-Westfalen. Düsseldorf; Bonn: Ministerium für Wirtschaft, Mittelstand und Technologie des Landes Nordrhein-Westfalen, 1992. [Электронный ресурс]. URL: https://miz.org/de/dokumente/die-kulturwirtschaft-von-nordrhein-westfalen-im-vergleich (дата обращения: 15.10.2023).

19. Florida R. The rise of the creative class. N. Y.: Basic Books, 2002.

20. Gesamtwirtschaftliche Perspektiven der Kultur-und Kreativwirtschaft in Deutschland. Kurzfassung eines Forschungsgutachtens im Auftrag des Bundesministeriums für Wirtschaft und Technologie. Forschungsbericht Nr. 577. Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi), 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kultur-kreativ-wirtschaft.de/KUK/Redaktion/DE/Publikationen/2009/gesamtwirtschaftliche-perspektiven-kuk.html (дата обращения: 15.10.2023).

21. Howkins J. The creative economy: how people make money from ideas. L.: Allen Lane the Penguin Press, 2001.

22. Initiative Kultur- und Kreativwirtschaft. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kultur-kreativ-wirtschaft.de/KUK/Navigation/DE/DieInitiative/die-initiative.html (дата обращения: 15.10.2023).

23. Jorgensen M., Phillips L. Discourse Analysis As Theory And Method. L.; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2002.

24. Koselleck R. Vergangene Zukunft: zur Semantik geschichtlicher Zeiten / Reinhart Koselleck. 3. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995.

25. Landry Ch. The creative city: a toolkit for urban innovators. L.: Earthscan Publications, 2000.

26. Monitoringbericht Kultur- und Kreativwirtschaft 2022. Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz (BMWK), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kultur-kreativ-wirtschaft.de/KUK/Redaktion/DE/Publikationen/2022/monitoringbericht-kultur-und-kreativwirtschaft-2022.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 15.10.2023).

27. Schlussbericht der Enquete-Kommission “Kultur in Deutschland”. Deutscher Bundestag. Drucksache 16/7000, 16. Wahlperiode. 11.12.2007. [Электронный ресурс]. URL: https://dserver.bundestag.de/btd/16/070/1607000.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

28. The Economy of Culture in Europe, Study prepared for the European Commission, Directorate-General for Education and Culture. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/assets/eac/culture/library/studies/cultural-economy_en.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

29. Wagner B. Kulturwirtschaft und kreative Stadt. Einleitung. S. 15—32 // Wagner B. (Herausgeber) Jahrbuch für Kulturpolitik; Bd. 8. Thema: Kulturwirtschaft und kreative Stadt: Kulturstatistik, Chronik, Literatur, Adressen / [Institut für Kulturpolitik der Kulturpolitischen Gesellschaft (hrsg.)]. Essen: Klartext, 2008.

30. Wagner B. (Herausgeber) Jahrbuch für Kulturpolitik; Bd. 8. Thema: Kulturwirtschaft und kreative Stadt: Kulturstatistik, Chronik, Literatur, Adressen / [Institut für Kulturpolitik der Kulturpolitischen Gesellschaft (hrsg.)]. Essen: Klartext, 2008.

31. Wiesand A. J. Götterdämmerung der Kulturpolitik? Anmerkungen zur Karriere der “Creative Industries”. S. 61—73 // Wagner B. (Herausgeber) Jahrbuch für Kulturpolitik; Bd. 8. Thema: Kulturwirtschaft und kreative Stadt: Kulturstatistik, Chronik, Literatur, Adressen / [Institut für Kulturpolitik der Kulturpolitischen Gesellschaft (Hrsg.)]. Essen: Klartext, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх