В поисках потерянного времени: Конгресс исламского мира 1926 года в Мекке

 
Код статьиS207987840028761-6-1
DOI10.18254/S207987840028761-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассмотрены ключевые этапы подготовки и проведения Конгресса исламского мира в Мекке (1926 г.), глубоко повлиявшего на общественное мнение и ход идейно-политического развития Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Цель исследования состоит в оценке политических и религиозно-философских позиций сторонников возрождения халифата в основных историко-культурных ареалах арабо-мусульманского мира, а также реакции мусульманских деятелей периферийных регионов на замыслы и духовно-политические претензии саудовского правителя Аравии Абд аль-Азиза (Ибн Сауда). Созыв конгресса позволил ему легитимировать свои претензии на роль лидера мусульман-суннитов и нивелировать устремления египетской короны и британской дипломатии, намеревавшихся провозгласить халифом египетского короля Фуада I. Авторы выявляют широкий набор политических, юридических и пропагандистских средств, примененных саудовской монархией для дискредитации альтернативных форм халифатистских настроений в арабо-мусульманском мире. Насильственная «деполитизация» Ибн Саудом движения за халифат и сведение повестки дня мекканского конгресса к обсуждению медицинских, экономических, транспортно-логистических вопросов мусульманского паломничества выковали основные принципы политической и пропагандистской тактики третьего саудовского государства на годы вперед. В статье проанализированы историко-культурные истоки восприятия института халифата мусульманами различных регионов мира ислама. События и ход конгресса в Мекке, как показано в исследовании, спровоцировали в геополитических условиях межвоенного периода идейно-политические разногласия между саудовским руководством и ратовавшими за халифат лидерами мусульман Южной Азии. Это обстоятельство привело впоследствии к организации противниками саудовской гегемонии Всеобщего исламского конгресса в Иерусалиме в 1931 г.

Ключевые словахалифатистское движение, Конгресс исламского мира, Саудовская Аравия, Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия
Получено22.07.2023
Дата публикации20.11.2023
Кол-во символов42708
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 5, всего просмотров: 79

Оценка читателей: голосов 0

1. Арапов Д. Ю., Косач Г. Г. Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 г. Нижний Новгород: Изд. дом «Медина», 2007.

2. Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745—1973). М.: Наука, 1982.

3. Ад-Даххан, Сами. Аль-амир Шакиб Арслан: хайатуху ва асаруху (Эмир Шакиб Арслан: его жизнь и наследие). Каир: Дар аль-ма‘ариф би Миср, 1960.

4. Жантиев Д. Р. Два образа Младотурецкой революции: общественная реакция в Бейруте и Дамаске на революционные события 1908 г. в Османской империи // Новая и новейшая история. 2023. Т. 67. № 1. С. 60—69.

5. Ислам и советское государство. Вып. 1 (по материалам Восточного отд. ОГПУ. 1926 г.) / вступ. ст., сост. и ком. Д. Ю. Арапова, Г. Г. Косача. М.: Изд. дом Марджани, 2010.

6. История Востока. В 6 т. Т. 4. Кн. 2. Восток в новое время (конец XVIII — начало XX в.). М.: Восточная литература, 2005.

7. Кириллина С. А., Сафронова А. Л., Орлов В. В. Халифат в идейном диалоге стран распространения ислама: опыт панисламского конгресса 1926 г. в Каире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022. Т. 14. № 1. С. 7—19.

8. Кириллина С. А., Сафронова А. Л., Орлов В. В. Большие надежды, утраченные иллюзии: Всеобщий исламский конгресс в Иерусалиме в 1931 г. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2023. Т. 15. № 1. С. 7—21.

9. Наумкин В. В. Советская дипломатия и Всемусульманский конгресс в Саудовской Аравии // Уральское востоковедение: международный альманах. Екатеринбург: [Изд-во Урал. ун-та], 2018. Вып. 8. С. 7—25.

10. Нуриманов И. А. Мекканский конгресс и хаджж 1926 г.: по мотивам путевых записок Абдрахмана Умерова // Ислам в современном мире. 2021. Т. 17. № 1. С. 139—157.

11. Романенко В. С. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства СССР в 20-е гг. XX в. Научно-исторический очерк. Н. Новгород: НИМ «Махинур», 2005.

12. Сюкияйнен Л. Р. Исламская концепция халифата: исходные начала и современная интерпретация // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 3. С. 139—154.

13. Фархшатов М. Н. Дипломатическая миссия советской делегации на Всемирном конгрессе мусульман 1926 г. // Проблемы востоковедения. 2019. № 4 (86). С. 19—26.

14. Христофоров В. С. Муфтий Крыма Хаджи Мусляхиддин о Мекканском конгрессе 1926 г. (по материалам журнала «Асрий мусульманлыкъ») // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2021. № 4. С. 154—165.

15. Шлыков П. В. Государство и гражданское общество в Турции: взаимодействие, подчинение, сдерживание (2000—2010-е гг.) // Новая и новейшая история. 2023. Т. 67. № 1. С. 164—182.

16. Adal R. Constructing Transnational Islam: The East-West Network of Shakib Arslan // Intellectuals in the Modern Islamic World: Transmission, Transformation, Communication / ed. by S. A. Dudoignon, K. Hisao, K. Yasushi. L.: Routledge, 2006. P. 176—210.

17. Alavi H. Ironies of History: Contradictions of Khilafat Movement. [Электронный реурс]. URL: http://ourworld.compuserve.com/homepages/sangat/hamza.htm (дата обращения: 26.11.2019).

18. Allana G. Muslim Political Thought Through the Ages. 1542—1947. New Delhi: Indian Institute of Applied Political Research, 1987.

19. Bray B., Darlow M. Ibn Saud: The Desert Warrior Who Created the Kingdom of Saudi Arabia. New York: Skyhorse, 2012.

20. Cleveland W. L. Islam against the West: Shakib Arslan and the Campaign for Islamic Nationalism. Austin: University of Texas Press, 1985.

21. Communal and Pan-Islamic Trends in Colonial India / ed. by M. Hasan. New Delhi: Manohar, 1985.

22. Congrès du Monde musulman à la Mecque. Procès-verbaux (Pièces — annexes, № 9-27) // Revue du Monde musulman. T. LXIV. P., 1926. P. 125—212.

23. De A. History of the Khaksar Movement in India, 1931—1947. Kolkata: Parul Prakashani, 2009.

24. Enayat H. Modern Islamic Political Thought. The Response of the Shi‘i and Sunni Muslims to the Twentieth Century. L.: Macmillan Press, 1982.

25. Haddad M. Arab Religious Nationalism in the Colonial Era: Rereading Rashid Rida’s Ideas on the Caliphate // Journal of the American Oriental Society. 1997. Vol. 117. № 2. P. 253—277.

26. Hasan M. Maulana Abul Kalam Azad: The Odd Secularist // India Today: 100 People Who Shaped India. Delhi, 1999. P. 33—37.

27. Hassan M. Longing for the Lost Caliphate. A Transregional History. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2016.

28. Jain M. S. Mohamed Ali and the Khilafat Committee, 1925—1926 // Communal and Pan-Islamic Trends in Colonial India. Ed. by M. Hasan. New Delhi: Manohar, 1985. P. 164—169.

29. Kedourie E. Egypt and the Caliphate 1915—1946 // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1963. № 3/4 (October). P. 208—248.

30. Kerr M. H. Islamic Reform. The Political and Legal Theories of Muhammad Abduh and Rashid Rida. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1966.

31. Kramer M. Islam Assembled. The Advent of the Muslim Congresses. N. Y.: Columbia University Press, 1986.

32. Malik M. A. Allama Inayatullah Mashraqi: A Political Biography. Delhi: Oxford University Press, 2000.

33. Matthews W. C. Pan-Islam or Arab Nationalism? The Meaning of the 1931 Jerusalem Islamic Congress Reconsidered // International Journal of Middle East Studies. 2003. Vol. 35. № 1. P. 1—22.

34. Al-Midani M. A. Les deux Congrès musulmans de 1926 // le Courrier du Geri. Recherches d’islamologie et de théologie musulmane. 2ème année. Vol. 2. № 2. Printemps, 1999. P. 101—110. [Электронный ресурс]. URL: http://stehly.perso.infonie.fr/al-midan.htm (дата обращения: 23.03.2023).

35. Minault G. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Delhi: Columbia University Press, 1982.

36. Pennell C. R. A Country with a Government and a Flag: The Rif War in Morocco, 1921—1926. Wisbech: MENAS Press, 1986.

37. Rahman H. S. Hakim Ajmal Khan. New Delhi: National Book Trust, 2004.

38. Regionalizing Pan-Islamism: Documents on the Khilafat Movement / ed. by M. Hasan, M. Pernau. New Delhi: Manohar, 2005.

39. Sékaly A. Le Congrès du Khalifat (Le Caire, 13—19 mai 1926) et Le Congrès du Monde Musulman (La Mekke, 7 juin-5 juillet 1926). Paris: E. Leroux, 1926.

40. Shah, Sirdar Ikbal Ali. The Meccan Conference // Contemporary Review. L,. September 1926. № 130 (9). P. 304—311.

41. Schulze R. A Modern History of the Islamic World. London: I.B. Tauris, 2000.

42. Wasti S. T. The Circles of Maulana Mohamed Ali // Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 38. № 4. P. 51—62.

43. Zubrzycki J. The Last Nizam. The Rise and Fall of India’s Greatest Princely State. Sydney: Picador, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх