Русское изобразительное искусство последней трети XVI — начала XVII вв.: вопросы периодизации

 
Код статьиS207987840028460-5-1
DOI10.18254/S207987840028460-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Государственный институт искусствознания
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Русское изобразительное искусство последней трети XVI и начала XVII вв. — крупное явление, о котором исследователи пока имеют смутное представление. Реконструкция процесса становления и изменения характерных для эпохи стилистических моделей требует тщательного отбора произведений, способных продемонстрировать эту эволюцию. В качестве рабочего варианта решения проблемы автор предлагает выстраивать ряды из произведений, подобранных не произвольно, а по определенным принципам. Речь идет о формировании компактных групп точно датированных столичных памятников, обладающих типологическим, сюжетным и техническим единством. В данном случае это, во-первых, шитые плащаницы со сценой Оплакивания Христа, а во-вторых — книжные гравюры, изображающие авторов библейских текстов. Сравнение произведений внутри каждой изобразительной серии и сопоставление полученных результатов, в целом совпадающих, позволяет дать предварительную периодизацию придворного искусства этой эпохи, которая в дальнейшем должна быть проверена с помощью памятников, принадлежащих к иным видам изобразительного искусства.

Ключевые словаМосковское царство, изобразительное искусство, лицевое шитье, книжная гравюра, периодизация
Получено28.09.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов28522
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 137

Оценка читателей: голосов 0

1. Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996.

2. Лифшиц Л. А. Иконографический извод: шаблон или партитура? // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной конференции 1—2 ноября 2005 г. / ред. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 367—382.

3. Лифшиц Л. А. Что позволяет стилистический анализ? // Искусствознание. Журнал по теории и истории искусства. 2019. № 4. С. 10—26.

4. Лифшиц Л. А. Четыре иконы «Сретение» XV века: как изменяется режиссура // Искусствознание. Журнал по теории и истории искусства. 2020. № 4. С. 26—41.

5. Маясова Н. А. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 1. М., 1973. С. 111—131.

6. Маясова Н. А. К вопросу об образцах и копиях в древнерусском лицевом шитье // Церковное шитье в Древней Руси. Сборник статей / ред. Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 26—37.

7. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.

8. Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951.

9. Силкин А. В. Лицевое шитье эпохи Ивана Грозного. Мастерская Евфросинии Старицкой // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 13. М., 2016. С. 359—380.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх