Российская дипломатическая школа во времена Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.)

 
Код статьиS207987840028081-8-1
DOI10.18254/S207987840028081-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена исследованию русской дипломатической школы в правление Елизаветы Петровны. Императрица пришла к власти под лозунгом русского возрождения, стремясь передать государственные посты из рук иноземцев в руки русских. Однако российские дипломатические должности за границей она оставила и для иностранцев, что объяснялось нехваткой подготовленных национальных кадров. Необходимость подготовить собственных дипломатов вынуждала русский двор в отсутствие российских университетов использовать введенный Петром I институт дворян посольства, служивших в миссиях за границей в качестве учеников. Если ранее дворяне посольства учились в европейских столицах разнообразным предметам, то теперь они учились именно дипломатической работе. В конечном итоге молодые дипломаты должны были быть готовы заменить глав дипломатических миссий. Сословный характер российского государства предполагал, что дворяне посольства будут заменять руководителей миссий, а их помощниками (секретарями, переводчиками, канцеляристами) станут ученики посольства, в основном выходцы из непривилегированных сословий. Подготовка учеников посольства также возлагалась на глав миссий. Дипломатам следовало следить за учебой как дворян посольства, так и посольских учеников, поощрять хорошую учебу и наказывать за лень. Опыт подготовки дворян посольства был признан удачным, и в 1756 г. русский двор распорядился иметь при каждой миссии по три дворянина посольства в офицерских чинах. Самый способный из этих дворян мог получить должность советника посольства, таким образом становясь первым заместителем посла или посланника. Эта мера была предназначена только для дворян. Прежняя демократичность Коллегии иностранных дел уже отходила в прошлое (хотя и выходцы из других сословий продолжили дипломатическую службу при Екатерине II, достигая должностей глав миссий). Правительство Елизаветы Петровны уделяло подготовке дипломатов большое внимание, и, на взгляд автора статьи, создало неплохую национальную дипломатическую школу, способную отвечать на вызовы современности, другое дело — почему эта школа не была востребована в том же объёме в екатерининское царствование.

Ключевые словароссийская дипломатия, XVIII век, Елизавета Петровна, Коллегия иностранных дел
Получено05.06.2023
Дата публикации26.10.2023
Кол-во символов33016
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 59

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson M. S. Europe in the Eighteenth Century 1713—1789. 4-th ed. L., 2000.

2. Bain R. N. The Daughter of Peter the Great. N. Y.; Westminster, 1900.

3. McKay D., Scott H. M. The Rise of the Great Powers. 1648—1815. L.; N. Y., 1983.

4. Scott H. M. The Birth of a Great Powers System 1740—1815. L., 2006.

5. Анисимов М. Ю. «Дело Мариамского» в русской дипломатии середины XVIII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 3. С. 22—30.

6. Анисимов М. Ю. Вюртембержец Генрих Гросс — дипломат Елизаветы Петровны // Новая и новейшая история. 2021. № 5. С. 60—70.

7. Анисимов М. Ю. Российская дипломатия в Европе в середине XVIII в.: от Ахенского мира до Семилетней войны. М., 2012.

8. История внешней политики России. XVIII век. М., 2000.

9. Костяшов Ю. В. Российский посланник в Вене Людовик Ланчинский // Проблемы истории международных отношений в новое время. Смоленск, 2002. С. 150—158.

10. Петрова М. А. «Интерес Наш востребовал учинить перемену мест»: назначения на дипломатические посты в первые годы правления Екатерины II // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 4 (78). URL: https://history.jes.su/s207987840005221-2-1/ DOI: 10.18254/S207987840005221-2

11. Петрова М. А. Герман Карл фон Кейзерлинг и признание императорского титула российских государей Священной Римской империей германской нации в 1745—1746 гг. // Вестник МГИМО Университета. 2021. Т. 14. № 6. С. 89—109.

12. Петрова М. А. Дипломатическая миссия России при постоянном рейхстаге в Регенсбурге в царствование Екатерины II // Российская история. 2020. № 6. С. 63—76.

13. Петрова М. А. Дипломаты иностранного происхождения на службе Российской империи во второй половине XVIII века: возможности и пределы карьерного роста (на примере миссии в Регенсбурге) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 8 (72). URL: https://history.jes.su/s207987840002439-1-1/ DOI: 10.18254/S0002439-1-1

14. Петрова М. А. Карьерные стратегии российских дипломатов второй половины XVIII века (на примере биографий И. М. Симолина и П. А. Левашева) // Новая и новейшая история. 2021. № 5. С. 10—22.

15. Петрова М. А. Российские дипломаты екатерининской эпохи: несколько штрихов к коллективной биографии (на примере германских государств) // Труды Института российской истории РАН. 2014. С. 93—108.

16. Петрова М. А. Стандартизация европейской дипломатической практики во второй половине XVIII века: опыт российских дипломатов // Феномен унификации в истории. М., 2019. С. 182—204.

17. Петрова М. А. Языковые практики российских и австрийских дипломатов во второй половине XVIII в. // Центральноевропейские исследования. 2020. Т. 2019. № 2 (11). С. 35—60.

18. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Т. 24. М.: БизнесСофт, 2005.

19. Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М.: Наука, 1999.

20. Хаванова О. В. «Где основание не положено, там и строиться нельзя»: рассуждения российского посла в Вене графа Г. К. Кейзерлинга о дворянах посольства // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2019. № 3-4. Т. 14. С. 200—213.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх