Всадник печати Ивана III: источники визуального образа

 
Код статьиS207987840027125-6-1
DOI10.18254/S207987840027125-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется изображение всадника, побеждающего дракона, на лицевой стороне печати Ивана III 1490-х гг. Это изображение имеет ряд характерных особенностей, в том числе особый способ посадки на коне и держания копья. Эти особенности не характерны для древнерусского искусства XV в., однако, находят аналоги в художественных произведениях итальянского Кватроченто. Они восходят к античной традиции изображения всадника, вооруженного копьем, с которой мастера Ренессанса могли познакомиться на примере монументальных памятников Рима. Таким образом, мастер печати Ивана III мог принадлежать к флорентийско-римской художественной школе, и, возможно, им был римский мастер Христофор, упоминаемых в летописях.

Ключевые словапечать, герб, эмблема, всадник, искусство эпохи Возрождения
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках Госзадания Минобрнауки России РГГУ, проект № 075-00870-23-00 «Историческая динамика традиционных культур в переходные эпохи: этносемиотические особенности перехода и механизмы передачи знаний»
Получено20.03.2023
Дата публикации28.08.2023
Кол-во символов11514
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 82

Оценка читателей: голосов 0

1. Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. К истории формирования русской государственной символики. М., 2005.

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 1993.

3. Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

4. Кучкин В. А. Происхождение русского двуглавого орла. М., 1999.

5. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М., 2006.

6. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV вв. СПб., 2005.

7. Щемелев А. В. Дунайский всадник: сущность феномена и особенности иконографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 8 (58). Ч. III. Тамбов, 2015. С. 214—217.

8. Corpus nummorum italicorum. Vol. IV. Roma, 1913.

9. Ferris I. The Arch of Constantine: Inspired by the Divine. Amberley Publishing, Stroud, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх