Благотворительность и милостыня в донатистских проповедях и наследие Киприана Карфагенского

 
Код статьиS207987840026775-1-1
DOI10.18254/S207987840026775-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Малоизученное собрание донатистских проповедей, обнаруженное в Вене, дает возможность взглянуть на жизнь донатистских общин Северной Африки по-новому. В отличие от большинства источников по истории раскола эти тексты были предназначены не для религиозной полемики, а для наставления оглашенных. Статья посвящена теме милостыни, точнее вопросу о том, как понималась и обосновывалась практика благотворительности и милостыни в донатистских проповедях. Поскольку и в истории раскола, и в развитии представлений о благотворительности в западном христианстве большую роль сыграл Киприан Карфагенский, в статье также рассмотрена проблема влияния трудов Отца Церкви на взгляды донатистских проповедников.

Ключевые словадонатистский раскол, Киприан Карфагенский, христианство в Северной Африке, проповеди, благотворительность, милостыня
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-01357 «Богатство, бедность и мученичество в первые века христианства» (Санкт-Петербургский государственный университет). URL: https://rscf.ru/project/22-28-01357/
Получено12.06.2023
Дата публикации31.07.2023
Кол-во символов45943
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 97

Оценка читателей: голосов 0

1. Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: епископы и исповедники // Мнемон. 2015. № 15. С. 432—445.

2. Каргальцев А. В. «Весьма часто бывает град, который все уничтожает»: христиане как виновники городских бедствий // Диалог со временем. 2022. № 80. С. 310—316.

3. Каргальцев А. В. Гонения Деция и Церковь середины III в.: мученики и власти // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 51 (1). С. 153—165.

4. Каргальцев А. В. Жизнь и мученичество Киприана Карфагенского по материалам “Vita Cypriani” // Мнемон. 2012. № 12. С. 351—360.

5. Каргальцев А. В. Киприан Карфагенский: епископ или городской элитарий? // Религия. Церковь. Общество. 2021. № 10. С. 212—221.

6. Каргальцев А. В. Распространение христианства и развитие церковной организации в Северной Африке во II—IV вв.: дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2015.

7. Кечкин И., диак. Св. Оптат, епископ Милевитский, и приписываемые ему проповеди // Сборник студенческих научных работ. Сергиев Посад, 2010. С. 4—22.

8. Мамонтов А. Л. Донатисты и африканские восстания второй половины IV в. // Религия. Церковь. Общество. 2021. № 10. С. 222—237.

9. Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313—314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 9—24.

10. Мамонтов А. Л. Мученичество в Северной Африке IV—V вв.: самоидентификация и полемика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 83. С. 107—123.

11. Пантелеев А. Д. Бедность и богатство в раннехристианской традиции: от Нового Завета до начала III в. // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций: Материалы международной научной конференции. Вып. 2. Санкт-Петербург, 22—24 сентября 2022 г. / отв. редактор О. Н. Ноговицин. СПб., 2022. C. 309—319.

12. Пантелеев А. Д. Мученики и мученичество в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 4 (90). URL: https://history.jes.su/s207987840009847-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840009847-0

13. Alexander J. Criteria for Discerning Donatist Sermons // Studia Patristica. 2001. No. 38. P. 3—7.

14. Armitage D. J. Theories of Poverty in the World of the New Testament. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016.

15. Bass A. An Example of Pelagian Exegesis in the Donatist Vienna Homilies (Ö.N.B. lat. 4147) // The Uniquely African Controversy / ed. by M. Gaumer, A. Dupont, M. Lamberigts. Leuven: Peeters, 2014. P. 197—210.

16. Countryman L. W. The Rich Christian in the Church of the Early Empire: Contradictions and Accommodations. N. Y.: The Edwin Mellen Press, 1980.

17. La Passio Sancti Donati (BHL 2303b): une tentative d’edition critique / ed. F. Dolbeau // Studi di Antichita Christiana. 1992. No. 48. P. 251—267.

18. Downs D. J. Alms: Charity, Reward, and Atonement in Early Christianity. Waco: Baylor University Press, 2016.

19. Dunn G. D. Cyprian’s Care for the Poor: The Evidence of De opera et eleemosynis // Studia Patristica. 2006. No. 42. P. 363—368.

20. Dunn G. D. The Reception of the Martyrdom of Cyprian of Carthage in Early Christian literature // Martyrdom and Persecution in Late Antique Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter / ed. by J. Leemans. Leuven: Peeters, 2010. P. 65—86.

21. Dunn G. D. The White Crown of Works: Cyprian’s Early Pastoral Ministry of Almsgiving in Carthage // Church History. 2004. No. 73. P. 715—740.

22. Étaix M. Textes inédits tirés des homiliaires de la Bibliothèque Capitulaire de Bénévent // Revue Bénédictine. 1982. No. 92. P. 324—345.

23. Frend W. H. C. The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford: Clarendon Press, 1952.

24. Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn: Ludwig Röhrscheid Verlag, 1964.

25. Patrologiae cursus completes. Series Latina. Supplementum. Vol. 1—4 / ed. A.—G. Hamman / P.: Garnier, 1958—1967.

26. Hays C. M. Resumptions of Radicalism: Christian Wealth Ethics in the Second and Third Centuries // Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft. 2011. No. 102. P. 261—282.

27. Leroy F. J. Les 22 inédits de la catéchèse donatiste de Vienne. Une édition proviso ire // Recherches Augustiniennes. 1999. No. 31. P. 149—234.

28. Leroy F. J. L’homélie donatiste ignorée du Corpus Escorial (Chrysostomus Latinus, PLS IV, sermon 18) // Revue Bénédictine. 1997. No. 107. P. 250—262.

29. Leroy F. J. L’homilétique africaine masquée sous le Chrysostomus latinus, Sévérien de Céramussa et la catéchèse donatiste de Vienne // Revue d’Histoire Ecclésiastique. 2004. No. 99 (2). P. 425—434.

30. Leroy F. J. Vingt-deux homélies africaines nouvelles attribuables à l’un des anonymes du Chrysostem latin (PLS 4) (Vienna. Ö.N.B. Ms. Lat. 4147) // Revue Bénédictine. 1994. No. 104. P. 123—147.

31. Murphy E. Sell Your Possessions: Cyprian, Luke, and Wealth // Colloquium: The Australian and New Zealand Theological Review. 2019. No. 49. P. 11—23.

32. Richardson K. C. Early Christian Care for the Poor: An Alternative Subsistence Strategy under Roman Imperial Rule. Eugene: Cascade Books, 2018.

33. Robinson D. C. The Anonymous Sermo in natali sanctorum innocentium: An Antecedent Witness to Tyconian Exegesis // Theoforum. 2011. No. 42 (1). P. 99—117.

34. Romero Pose E. Ticonio y el sermón In natali sanctorum innocentium (Exegesis de Mt. 2) // Gregorianum. 1979. No. 60. P. 513—544.

35. Schindler A. Du nouveau sur les donatistes au temps de saint Augustin? // Augustinus Afer: Saint Augustin, africanité et universalité / ed. by P.—Y. Fux, J.—M. Roessli, et O. Wermelinger. Vol. 1. Fribourg: Aschendorff, 2003. P. 149—152.

36. Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2011.

37. Tilley M. A. Donatist Martyr Stories. Liverpool: Liverpool University Press, 1996.

38. Tilley M. A. Donatist Sermons // Preaching in the Patristic Era / ed. by A. Dupont, S. Boodts, G. Pardtoens, J. Leemans. Leiden; Boston: Brill, 2018. P. 373—402.

39. Tilley M. Sustaining Donatist Self-Identity: From the Church of the Martyrs to the Collecta of the Desert // The Journal of Early Christian Studies. 1995. No. 5. P. 21—35.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх