Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа

 
Код статьиS207987840025023-4-1
DOI10.18254/S207987840025023-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Адрес: Российская Федерация, Тула
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Осуществлен тематический, структурный, сравнительный анализ раздела «Почтовый ящик» журнала для детей «Задушевное слово» (1876—1918 гг., издатель М. О. Вольф). Рассмотренные тексты представляют собой важный и информативный источник по истории повседневности и истории детства. Выявлены формы взаимодействия редакции с читателями: публикация писем с рассказами о семье, любимых игрушках, путешествиях и прочем; вопросы и ответы детей, адресованные друг другу; занимательные задачи и их решения; конкурсные задания «на премию» (рисунки, сочинения-рассуждения) с последующей рассылкой книг-призов и публикацией имен победителей; анкеты; личные обращения. Целью создания отдела редакция провозглашала «развитие среди детей умения выражать правильно и складно свои мысли и чувства». Рубрика «ответы и советы» помогала детям совершенствовать навыки письменной речи; заданные рамки формировали определенный канон коммуникации. Реализуя принцип интерактивности, «Почтовый ящик» стимулировал интерес к журналу, привлекал читателей, расширял круг постоянных подписчиков. Однако оценка его деятельности литературными критиками и педагогами зачастую была и остается негативной.

Ключевые словажурнал для детей, история детства, история повседневности, «Задушевное слово», М. Вольф
Получено13.01.2023
Дата публикации10.04.2023
Кол-во символов62929
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 153

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова К. В. Авангардные детские журналы и газеты 1920—1930–х гг. в Сибири // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 84—105.

2. Бекетова Н. А. Очерк истории детской журналистики (1785—1855 гг.) // Материалы по истории русской детской литературы (1750—1855 гг.). Вып. 1. М., 1927. С. 89—134.

3. Бергольцева А. В. Журнал «Еж» как образец качественного детского периодического издания // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 1. С. 25—31.

4. Бурлуцкая Е. В. Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX в. в Оренбурге) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 123—139.

5. Вольф М. О. Отчет М. Вольфа за десять лет работы. СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1866.

6. Головин В. В. Детские журналы серебряного века: поэтика развлечений // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908—1918 гг. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 63—84.

7. Головин В. В. Журнал «Галченок» как литературный эксперимент // Детские чтения. 2014. Т. 6. № 2. С. 23—37.

8. Детский мир. Листок международной научно-промышленной выставки «Детский мир» / ред. Ходнев А. А. СПб.: Издательство Комиссариат Выставки, 1903—1904.

9. Засодимский П. В. Очерк истории детской журналистики в России (по 1869 г.) // Педагогический листок. 1878. № 3—4. С. 163—219.

10. Колесова Л. Н. Детские журналы России (1785—1917 гг.): учебно-методический комплект. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014.

11. Либрович С. Ф. О чем и как пишут дети: история «Почтового ящика» «Задушевного слова». СПб.: Товарищество М. О. Вольф, 1907.

12. Модзалевский К. Что такое детская книга и детский журнал и чем они должны быть? // Русская школа. 1891. № 4. С. 118.

13. Новоселов А. Л., Сальникова А. А. «Поп с кулаком сварганили чудо»: антирелигиозная пропаганда на страницах детского журнала «Юные безбожники» // Современная научная мысль. 2020. № 2. С. 80—86.

14. Острогорский А. Н. Десятилетие журнала «Детское чтение» // Педагогический листок. 1878. № 3—4. С. 220—261.

15. Родигина Н. Н. Журнал «Задушевное слово» как фактор образовательного пространства Российской Империи второй половины XIX в. — начала XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73—84.

16. Семенов Д. Д. Софья Марковна Макарова. Наставница и писательница для детей. 1834—1887 гг. Очерк ее жизни и литературно-педагогической деятельности. Оттиск из журнала «Русская старина». СПб.: Типография В. С. Балашева, 1888.

17. Суздорф Э. А. Журналы «Еж» и «Чиж» в контексте советской детской печати 1920—1930 гг. Диссертация кандидата филологических наук. М.: РГГУ, 2011.

18. Трудова А. С. «Урок детям»: из опыта журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» // Михаил Муравьев и его время. Сборник статей и материалов / ред. Пашкуров А. Н., Галимуллина А. Ф. Казань: Школа, 2011.С. 160—165.

19. Форум: в поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9—106.

20. Черепнева Л. М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 100—118.

21. Чехов Н. В. Русские детские журналы // Чехов Н. В. Детская литература. М., 1909. С. 59—82.

22. Чуковский К. Матерям о детских журналах. СПб.: Русская скоропечатня, 1911.

23. Яковлева Е. Л. Татарские детские журналы начала XX в. как источник фиксации повседневности // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы Международной научной конференции 15—17 марта 2018 г. / отв. ред. Веременко В. А. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 426—431.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх