Саиская надпись. Перевод и комментарий

 
Код статьиS207987840024924-5-1
DOI10.18254/S207987840024924-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
МГУ имени М. В. Ломоносова
Институт всеобщей истории РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье представлен русский переводом одного из значимых эпиграфических памятников эллинистического Египта, так называемой Саисской надписи. Саисская надпись была составлена на позднесреднеегипетском языке в правление Птолемея II Филадельфа (282—246 гг. до н. э.) в конце 260-х гг. до н. э., предположительно в Саисе, но позднее была перевезена в Рим. На сегодняшний день сохранилось только три фрагмента надписи: А). Codex Ursinianus, fol. 6 ro — перерисовка части надписи, выполненная в XVI в., B). Фрагмент стелы из Национального археологического музея Неаполя (№ 1034) и C). большой фрагмент стелы из Музея Лувра (№ С 123). Имеющиеся фрагменты позволяют восстановить первые одиннадцать столбцов текста, однако, вероятнее всего, текст был на несколько столбцов длиннее. На основе имеющихся фрагментов Кр. Тьером в 2001 г. было подготовлено издание надписи, в котором был выполнен французский перевод и комментарий надписи. Наше издание опирается на эту работу и имеет целью уточнить некоторые спорные места перевода и представить новый комментарий этой надписи. Необходимо отметить, что данная надпись имеет большое значение для исследователей эллинистического Египта, поскольку предоставляет значительную информацию о характере и особенностях взаимодействия Птолемея II Филадельфа с египетской элитой. В тексте сообщается о желании царя установить изображение Арсинои II в Саисе, для чего он собирает представителей египетской элиты. По мнению многих исследователей, эти сведения отражают проведение одного из наиболее ранних синодов — особых египетского жречества, на которых решались вопросы, связанные с развитием династических культов династии Птолемеев, — или же некоего прообраза такого собрания.

Ключевые словаЕгипет, Эллинизм, Птолемеи, Саисская надпись, жречество, царский культ, жреческие синоды
Получено23.01.2023
Дата публикации15.03.2023
Кол-во символов65592
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 86

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001

2. Васильева О. А. Миф об Исиде и Осирисе в греко-римской и позднеантичной традиции.: Дисс...канд. истор. наук. М., 2004.

3. Виноградов А. К. Древнеегипетский фразеологизм «девять луков» // Мероэ. 1985. Вып. 3. С. 78—97.

4. Демидчик А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.

5. Ладынин И. А. Обозначение Stt в «Стеле сатрапа» (Urk. II. 13.4): к восприятию мировой державы Аргеадов на Востоке // ВДИ. 2002. № 2. С. 3—19.

6. Ладынин И. А. Замечания о египетском «протоколе» царей династии Аргеадов. // Петербургские египтологические чтения 2011—2012: памяти Е. С. Богословского: к 70—летию со дня рождения: доклады. СПб., 2013. C. 116—131.

7. Ладынин И. А. Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев // “Боги среди людей”: культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире / отв. ред. С. Ю. Сапрыкин и И. А. Ладынин. М.; СПб., 2016. С. 265—312.

8. Ладынин И. А. «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб., 2017.

9. Матье М. Э. Хеб-сед (Из истории древнеегипетской религии) // ВДИ. 1956. № 3. C. 7—28.

10. Ольдерогге Д. А. Управитель бурга // Записки Коллегии Востоковедов при Азиатском Музее Академии Наук Cоюза Советских Социалистических Республик. Л., 1928. Т. III. С. 384—394.

11. Томашевич О. В. Богиня Нейт — покровительница фараона. // Вестник Московского университета. 1983. Т. 2. № 8. С. 65—73.

12. Beckerath J. von Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl. München, 1999.

13. Berg B. An Early Source of the Alexander Romance // GRBS. 1973. Vol. 14. P. 381—387.

14. Blöbaum A.I. “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Aachen, 2006.

15. Brugsch H. Die Pithomstele // ZÄS. 1894. Bd. 32. S. 74—87.

16. Caneva S. G. From Alexander to the Theoi Adelphoi: Foundation and Legitimation of a Dynasty. Leuven, 2016 (Studia Hellenistica; 56).

17. Collombert Ph. La “stèle de Saïs” et l’instauration du culte d’Arsinoé II dans la chôra. // AS. 2008. Vol. 38. P. 83—99.

18. Coulon L. Le clergé à l’époque pharaonique :organisation, recrutement et statut // Le clergé dans les sociétés antiques. Statut et recrutement / ed. P. L. Gatier, L. Coulon. P., 2018. P. 36—58.

19. Darnell, J. C. The Kbn.wt Vessels of the Late Period. // Life in a Multi-Cultural Society: Egypt from Cambyses to Constantine and Beyond / ed. J. S. Johnson Chicago, 1992. P. 67—90.

20. De Meulenaere H. MacKay P. Mendes II. Warmister, 1976.

21. De Meulenaere H. Priester(tum) (SpZt). // LÄ. Bd. IV. 1982. S. 1097—1098.

22. De Meulenaere H. Une statuette égyptienne à Naples // BIFAO.1960. T. 60. P. 117—129.

23. El-Masry, Y., Altenmüller, H., Thissen H. J. Das Synodaldekret von Alexandria aus dem Jahre 243 v. Chr. Hamburg, 2012.

24. El-Sayed R. La déesse Neith de Saïs. Le Caire, 1982. Vol. 1.

25. Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria. Oxford, 1972.

26. Gardiner A. H. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. Oxford, 1957.

27. Goedicke H. Die Stellung des Königs im Alten Reich. Wiesbaden, 1960.

28. Hazzard R. A. Imagination of Monarchy: Studies in Ptolemaic Propaganda. Toronto; Buffalo; L., 2000.

29. Helck W. Die altägyptische Gaue (Beihefte zum Tübinger Atlas des vorderen Orients, Reihe B, 42). Wiesbaden, 1974.

30. Helck W. Hatia. // LÄ. Bd. II. 1977. S.1042.

31. Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. L.; N. Y., 2001.

32. Hornung E., Staehelin E. Studien Zum Sedfest. Genève, 1974.

33. Hornung E., Staehelin E. Neue Studien Zum Sedfest. Basel, 2006.

34. Huß W. Die in ptolemaiischen Zeit verfaßten Synodal-Dekreten der ägyptischen Priester. // ZPE. 1991. Bd. 88. S. 189—208.

35. Kákosy L. Mehet-weret. // LÄ. Bd. IV. 1982. S. 3—4.

36. Kockelmann H., Rickert. A. Von Meroe bis Indien: Fremdvölkerlisten und nubische Gabenträger in den griechisch-römischen Tempeln. Wiesbaden, 2015.

37. Koenen L. The Ptolemaic King as a Religious Figure. // Images and Ideologies: Self-Definition in the Hellenistic World. Berkeley; L. A.; L., 1993. P. 25—116.

38. Kurth D Einführung ins Ptolemaische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. Hützel, 2007. Bd. I—II.

39. Kurth D. Edfou VI: Die Inschriften Des Tempels Von Edfu. Gladbeck, 2014.

40. Lacau P, Chevrier H. Une chapelle de Sésostris Ier à Karnak. Le Caire, 1969.

41. Ladynin I. The Near Eastern Empires of the First Millennium B. C. in Terms of Ancient Egyptian Texts: The Name Stt/Stt // Scripta antiqua: Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. М., 2011. С. 128—153.

42. Lexikon der ägyptischer Götter und Götterbezeichnungen / hrsg. Chr. Leitz. Leuven; P.; Dudley (Mass), 2002. Bd. I—VI.

43. Minas M. Die hieroglyphischen Ahnenreihen der ptolemäischen Könige. Ein Vergleich mit den Titeln der eponymen Priester in den griechischen und demotischen Papyri. Mainz, 2000.

44. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. P., 1957. T. I.

45. Moreno Garcia J. C. Ancient Egyptian Administration (Handbuch der Orientalistik, I.104). Boston; Leiden, 2013.

46. Pfeiffer St. Das Dekret von Kanopos (238 v. Chr.). Kommentar und historische Auswertung (Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, Beiheft 18). München; Leipzig, 2004.

47. Piehl K. Inscriptions hiéroglyphiques recueillies en Égypte. Stockholm; Leipzig, 1886.

48. Quack J. F. Innovations in ancient Garb? Hieroglyphic texts from the time of Ptolemy Philadelphus // Ptolemy II Philadelphus and his World / ed. by P. McKechnie, Ph. Guillaume. Boston; Leiden, 2008. P. 275—289.

49. Redford D. B. Pharaonic King-Lists, Annals and Day-Books — A Contribution to the Study of the Egyptian Sence of History. Mississauga, 1986.

50. Revillout E. Notes historiques sur les Ptolémées // Revue égyptologique. 1880. Vol. 1 P. 182—187.

51. Reymond E. A. From the Records of a Priestly Family from Memphis. Wiesbaden, 1981. Vol. 1.

52. Rochemonteix M. De, Chassinat E. Le Temple d’Edfou. Le Caire, 1984. Vol. I.

53. Roeder G. Die Agyptische Gotterwelt. Zurich, 1959.

54. Roullet A. The Egyptian and Egyptianizing Monuments of Imperial Rome. Leiden, 1972.

55. Sauneron S. Le Temple d’Esna. IV. Le Caire, 1969.

56. Säve-Söderbergh T. Bogenvölker // LÄ. Bd. I. 1975. S. 844—845.

57. Schlichting R. Neith // LÄ. Bd. IV. 1982. S. 392—394.

58. Te Velde H. Seth, God of Confusion: A Study of His Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden, 1967.

59. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres de Saïs. La stèle Codex Ursinianus, fol. 6 rº Naples 1034 Louvre C. 123 // BIFAO. 1999. T. 99. P. 423-445.

60. Thiers Chr. De Saïs aux “Jardins de Salluste”. À propos d'un document reconsidéré // La vallée du Nil et la Méditerranée. Voies de communication et vecteurs culturels, juin 1998 / ed. S. H. Aufrère, Montpellier, 2001 (OrMonsp; 12). P. 151—166.

61. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres d’Atoum de Tjékou. Nouvelle edition commentée de la “stele de Pithom” (CG 22183). Montpellier, 2007.

62. Wildung D. Neun Bogen // LÄ. 1982. Bd. IV. S. 472—473.

63. Wilson P. A Ptolemaic Lexicon: A Lexicographical Study of the Texts in the Temple of Edfu. Leuven, 1997 (Orientalia Lovaniensia analecta; 78).

64. Žabkar L. V. Miysis // LÄ. Bd. IV. 1982. S. 163—164.

65. Žabkar L. V. Hymns to Isis in Her Temple at Philae. Hannover; L., 1988.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх