Россия XX в. во французском школьном учебнике истории

 
Код статьиS207987840023540-3-1
DOI10.18254/S207987840023540-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется место и образ России во французском учебнике истории для выпускного класса под авторством Гийома Ле Куинтрека, который является одним из самых популярных сегодня учебников во Франции и написан уже в соответствии с принятой в 2019 г. новой школьной программой по истории. В отличие от программы и методических рекомендаций к ней, в учебнике представлен довольно взвешенный анализ событий, предшествовавших Второй мировой войне. Автор акцентирует внимание на европейской «политике умиротворения агрессора» и на мюнхенском соглашении 1938 г. как кульминации этой политики. Советско-германский пакт 1939 г. Ле Куинтрек справедливо представляет как вынужденную меру со стороны Сталина после провала советских попыток создать систему коллективной безопасности в Европе. Что же касается описания в учебнике событий Второй мировой войны, то они носят более тенденциозный характер. Основные события на восточном фронте, хоть и упомянуты, но поданы как дополнение к тому, что происходило на западном фронте. Таким образом, у французских школьников может создаться впечатление, что Сталинградская битва или битва за Москву не определяли события на фронтах, а всего лишь способствовали победе союзников, что не соответствует исторической действительности. Однако, и в описании событий Второй мировой войны текст учебника представляется более историчным, чем содержание программы, где роль СССР в победе над нацизмом сведена к минимуму. Также в учебнике на СССР возлагается основная вина за развязывание холодной войны, а современная Россия названа «возрождающейся силой», претендующей на изменение мирового порядка. В целом, несмотря на очевидные негативные тенденции в подходе к преподаванию истории в европейских странах, по некоторым ключевым вопросам истории XX в. текст учебника Ле Куинтрека выглядит более сбалансированным, чем принятая в 2019 г. новая французская программа по истории. 

Ключевые словаФранция, учебник истории, XX в., преподавание истории, Вторая мировая война, холодная война
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-18-00482.
Получено08.08.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов22340
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 119

Оценка читателей: голосов 0

1. Майер А. С., Осипов Е. А. Всемирный конгресс школьных учителей истории // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840019438-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840019438-0

2. Осипов Е. А. От тоталитарных режимов к многополярному миру. Достоинства и недостатки новой школьной программы по истории для выпускного класса во Франции // Genesis: исторические исследования. 2021. № 11. С. 63—71 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36830 DOI: 10.25136/2409-868X.2021.11.36830

3. Чубарьян А. О. Канун трагедии. Сталин и международный кризис. Сентябрь 1938 — июнь 1941 года. М., 2021.

4. Fragilités des démocraties, totalitarismes et Seconde guerre mondiale (13—15 heures) // Ministère de l’Education nationale, de la Jeunesse et des Sports. Voie générale. Terminale. Juin 2021.

5. Le Quintrec G. Histoire Terminale. Nathan. 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх