Эволюция понятия «биоэтика» в динамике советской и китайской истории медицины

 
Код статьиS207987840021761-6-1
DOI10.18254/S207987840021761-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Приволжский исследовательский медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Приволжский исследовательский медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье проанализированы становление и развитие понятия биоэтики в историческом контексте китайской и советской действительности. Рассмотрены причины медленной рецепции биоэтики в советском и китайском медицинских сообществах. Отдельно исследуется феномен конфуцианской биоэтики в контексте его восприятия в практике медицины в Китае. Фундаментом историографического дискурса статьи является комплекс работ зарубежных исследователей, исследующих проблемы биоэтики и ее адаптацию в Китае, а также корпус источников, связанных с развитием христианского дискурса биоэтики и особенностей его развития в практике российской медицины. В статье отмечено, что американский профессор Х. Т. Энгельгардт, автор концепции православной биоэтики, активно сотрудничал с китайскими исследователями, занимающимися конфуцианской традицией осмысления этики медицины. Авторами сравниваются культурно-исторические, политические, идеологические особенности советской и китайской действительности с целью объяснения затруднений эволюции и последующей рецепции понятия биоэтики. 

Ключевые словаэволюция биоэтики, христианская биоэтика, конфуцианская биоэтика, Китай, СССР, история медицины, научная дипломатия, социокультурные основы медицины
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, в рамках проекта «Проблемы биоэтики в историческом контексте и социокультурной динамике общества» (№ 18–78-10018).
Получено19.07.2022
Дата публикации31.08.2022
Кол-во символов48353
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 385

Оценка читателей: голосов 0

1. Жбанков Д. Н. О врачах. «Памяти истинного учителя и врача» Вячеслава Авксентьевича Манассеина. М., 1903.

2. Кузьменко Г. Н., Лобазова О. Ф., Евреева О. А. Современная этико-правовая и институциональная база развития биомедицинских клеточных технологий в Китайской народной республике // Казанский медицинский журнал. № 1. Т. 97. 2016. С. 108—113.

3. Нагорных О. С., Шок Н. П. Россия и Китай в ракурсе глобального здравоохранения: передача биотехнологий или трансфер этоса? // Социально-гуманитарное познание. Методические и содержательные параллели. М.: Аквилон, 2019 С. 297—312.

4. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Ленинград: Медгиз, 1956.

5. Уиклер Д., Брок Д., Каплан А., Деджордж Р., Герт Б., Вич Р. На грани жизни и смерти краткий очерк современной биоэтики в США / пер с англ. яз. М.: Знание, 1989.

6. Фролов И. Т. Философские и социальные проблемы научно-технической революции // Вопросы философии 1969. № 4. С. 3—15.

7. Царегородцев Г. И. Диалектический материализм и медицина. М., Медицина. 1966.

8. Шок Н. П. Ответственность науки и общество: может ли биоэтика повлиять на медицинскую практику? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 347—364.

9. Шок Н. П. От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (4). С. 7—43.

10. Энгельгардт Х. Т. Почему не существует глобальной биоэтики? / пер. Е. Н. Князевой // Человек. 2008. № 1. С. 74—82.

11. Benfu Li, Linying. Trust is the Core of the Doctor-Patient Relationship: From the perspective of traditional Chinese Medical Ethics. // Tao Julia. China: bioethics, trust, and the challenge of the market. Springer science + Business Media BV. 2008. P. 39—44.

12. Callahan D. Why America Accepted Bioethics. // The Hasting Center Report. 1993. Vol. 23 (6). P. 8—9.

13. Che F. From the awareness of rights to address the cultural barriers of practicing informed consent. Medicine and Philosophy 2008. № 29. P. 1—10.

14. Chen X., Fan R. The Family and Harmonious Medical Decision Making: Cherishing an Appropriate Confucian Moral Balance // Journal of medicine and philosophy № 35. 2010. P. 573—586.

15. Cheng-Tek Tai M., Chung Seng Lin. Developing cultural relevant bioethics for Asian people // Journal of medicine Ethics, 2001. P. 51—54.

16. De George R. T. Soviet Ethics and Morality. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1969.

17. Engelhardt H. T. The Foundation of Christian Bioethics. Engelhardt, H. T. Swets & Zeitlinger Publishers b.v. Lisse, 2000.

18. Fan R., Tao J. Consent to medical treatment: The complex interplay of families, patients and physicians // Journal of Medicine and Philosophy № 29. 2004. P. 139–148.

19. Fan R. Confucian familism and its bioethical implications // In The family, medical decision-making, and biotechnology: Critical reflections on Asian moral perspectives. N. Y.: Springer. 2007. P. 15—26.

20. Fletcher J. Morals and medicine. Princeton: Princeton University Press, 1954.

21. Jonsen A. R. The birth of Bioethics. Oxford: Oxford University Press, 1998.

22. Hennig W. Bioethics in China Although national guidelines are in place, their implementation remains difficult // EMBO reports. Vol. 7. № 9. 2006. P. 850—854.

23. Lee S. C. On relational autonomy: From feminist critique to Confucian model for clinical practice. // In The family, medical decision-making, and biotechnology: Critical reflections on Asian moral perspectives, New York: Springer. 2007. P. 83—94.

24. Lee S. C., Ho J. Medicine, and the biomedical technologies in the context of Asian perspectives // In The family, medical decision-making, and biotechnology: Critical reflections on Asian moral perspectives. N. Y.: Springer, 2007. P. 1—14.

25. Qiu R.-Z. Introduction: Bioethics and Asian culture — A quest for moral diversity. In Bioethics: Asian perspectives Dordrecht, The Netherlands: Kluwer. 2004. P. 1—12.

26. Qiu R.-Z. The tension between biomedical technology and Confucian values // Cross-Culture Perspectives on the (Im) Possibility of global bioethics. 2002. P. 71—88.

27. Qiu X. Medical Ethics for Chinese colleges, 2nd edn. Beijing, China: People’s Medical Publishing House, 2005.

28. Nie Jing-Bao. Medical Ethics in China: A Transcultural Interpretation, Taylor & Francis Group, ProQuest Ebook Central. 2011. P. 148—220.

29. Nie Jing-Bao. Medical Ethics through the Life Cycle in China // The Cambridge World History of Medical Ethics. 2012. P. 126—131.

30. Nie Jing-Bao. The Discourses of Practitioners in China // The Cambridge World History of Medical Ethics. 2012. P. 335—344.

31. Renee C. Fox and Judith P. Swazey. Critical Care at Tianjin's First Central Hospital and the Fourth Modernization // Science, New Series. Vol. 217. No. 4561. 1982. P. 700—705. Published by: American Association for the Advancement of Science [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/1689539

32. Tao J. The Bioethics of Trust // China: Bioethics, Trust, and the Challenge of the Market / ed. by Lai Po-wah, J. Tao, et al., Springer Netherlands, 2008. ProQuest Ebook Centra.

33. Ten Have H. Handbook of Global bioethics. 4 Vols. Dordrecht: Springer, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх