Конфессиональная (само-)идентификация Церкви Англии и кальвинизм

 
Код статьиS207987840018211-1-1
DOI10.18254/S207987840018211-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Наибольшую сложность в рамках проблемы идентичности Церкви Англии представляет выявление в реформированной Английской церкви специфической ортодоксии, составляющей ядро ее религиозной идентичности. Одной из причин таковой сложности является отсутствие источников эксплицитного вероучения, ибо доктрина этой церкви рассредоточена по нескольким документам, называемым «историческими», и носящим либо политико-религиозный (39 статей англиканского вероисповедания), либо литургический характер (Книга общей молитвы, Ординал), но не являющимися дискурсивными и аналитическими по своему характеру. В данной статье автор ставит своей целью верифицировать и фальсифицировать утверждение, звучащее в научной литературе, согласно которому хамартиологические и сотериологические положения этой доктрины являются кальвинистскими. Для достижения поставленной задачи он обращается к труду английского богослова XVI в. Ричарда Хукера «О законах церковного устройства», сыгравшего ключевую роль в апологии «елизаветинского устроения» и формировании ортодоксии Церкви Англии, с задачей провести анализ хамартио-сотериологических воззрений автора. Принимая политико-религиозную роль последнего в истории реформированной Английской церкви, автор считает возможным утверждать, что доктрина государственной церкви в Англии, используемая Короной в качестве теста на политическую лояльность, не являлась кальвинистской по своему содержанию, но, сохраняя преемственность с дореформационным латинским богословием и, в гуманистическом духе, воспринимая восточно-христианскую богословскую мысль, она стремилась к «срединному пути» (viamedia) между католическим, восточно-христианским и радикально-реформационным полюсами (то есть служила инструментом «негативной» идентификации по линии «мы — они»). Это дает дополнительную верификацию авторскому тезису о несостоятельности понятия «протестантизм» как категории анализа и необходимости его более четкого определения.

Ключевые словаконфессиональная идентификация, Церковь Англии, кальвинизм, хамартиология, сотериология, Ричард Хукер, Жан Кальвин, Августин Гиппонский
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исследовательского проекта РФФИ № 21-011-44227 «Ритуальные механизмы этноконфессиональной и религиозно-политической самоидентификации в исторической ретроспективе».
Получено31.08.2021
Дата публикации27.12.2021
Кол-во символов66088
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: ВШЭ, 2012.

2. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.

3. Давыдов И. П., Фадеев И. А. Первоначальный смысл термина «протестантизм»: историко-философское исследование // Новая и новейшая история. 2019. № 5. С. 5—25.

4. Дамаскин И. Источник знания. СПб.: Наука, 2006.

5. История религии. В 2 т. Т. 2: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

6. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: ИКАР, 2014.

7. Ревуненкова Н. Протестантизм. М.: Изд-во Питер, 2007.

8. Религиоведение. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2012.

9. Религиоведение: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.

10. Фадеев И. А. Проблема религиозной идентификации Церкви Англии: британская Конституция и государственная Церковь // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. Вып. 3 (89). URL: https://history.jes.su/s207987840009205-4-1/ DOI: 10.18254/S207987840009205-4

11. Фадеев И. А. Проблема религиозной идентичности Церкви Англии в исторической перспективе к вопросу о вероучительном статусе 39 статей // Диалог со временем. 2017. № 60. С. 153—166.

12. Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М.: Маска, 2015.

13. Anglicanism and the Western Christian Tradition / ed. Platten S. Norwich: Canterbury Press, 2003.

14. Avis P. Anglicanism and the Christian Church. L.: T&T Clark, 2002.

15. Buchanan C. The A to Z of Anglicanism. Plymouth, UK: The Scarecrow Pless, Inc., 2009.

16. Canons of the Church of England. L.: Church House Publishing, 2000.

17. Clary I. H. Hot Protestants: A Taxonomy of English Puritanism // Puritan Reformed Journal. 2010. № 2-1. P. 41—66.

18. Concordia Triglotta: Libri symbolici Ecclesiae Lutheranae. St. Louis: Concordia Publishing House Mo., 1921.

19. Documents Illustrative of English Church History / ed. Gee H., Hardy W. J. L.: Macmillan and Co., Limited, 1914.

20. Enchiridion Symbolorum et Definitionum quae in rebus fidei et morum a Conciliis Oecumenicis et Summis Pontificibus emanarunt / ed. Denzinger Dr. H. Wingeburgi: Sumptibus Stahelianis, 1854.

21. Fisher G. P. History of Christian Doctrine. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1896.

22. Gibbs L. Richard Hooker’s Via Media Doctrine of Scripture and Tradition // Harvard Theological Review. 2002. Vol. 95 (2). P. 227—235.

23. Hurst J. F. The Elizabethan Settlement of the Church of England // The American Journal of Theology. 1899. Vol. 3.4. P. 679—694

24. Laski H. J. The Political Ideas of James I // Political Science Quarterly. 1919. Vol. 34. № 2. P. 290—304.

25. McNeil J. T. The History and Character of Calvinism. Oxford: Oxford University Press, 1967.

26. Nichols A. The Panther and the Hind. A Theological History of Anglicanism, Edinburgh: T&T Clark, 1993.

27. Palamarchuk A. A., Fadeyev I. A. Richard Hooker's Doctrine of Royal Supremacy in the Church of England // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2018. № 63 (1). P. 158—173.

28. Podmore C. Aspects of Anglican Identity. L.: Church House Publishing, 2005.

29. Ramsey M. The Anglican Spirit. N. Y.: Seabury Classics, 2004.

30. Study of Anglicanism / eds. Sykes S., Booty J., Knight J. L.: SPCK, 1998.

31. Voak N. English Molinism in the late 1590s: Richard Hooker on Free Will, Predestination, and Divine Foreknowledge // Journal of Theological Studies. 2009. Vol. 60.1. P. 130—177.

32. Wolin S. Richard Hooker and English Conservatism // Western Political Quarterly. 1953. Vol. 6.1. P. 28—47.

33. Works of that Learned and Judicious Divine Mr. Richard Hooker with an Account of His Life and Death by Isaac Walton / arranged by the Rev. John Keble MA. 7th edition revised by the Very Rev. R. W. Church and the Rev. F. Paget. 3 vols. Vol I. Oxford: Clarendon Press, 1888.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх