Еще раз к вопросу о специфике гуманитарного знания в свете проблематики сравнительных цивилизационных исследований

 
Код статьиS207987840016465-0-1
DOI10.18254/S207987840016465-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Автор статьи поставил перед собой цель раскрыть содержание положений М. М. Бахтина о специфике гуманитарных наук в свете проблематики сравнительного цивилизационного анализа в контексте современных когнитивных исследований. В центре внимания — бахтинская мысль о том, что в гуманитаристике критерием является не точность познания, а глубина проникновения. Как подчеркивает автор, в том значении, в котором употребляет термин «глубина» Бахтин, речь идет об основе, на которой развертывается процесс творения человеком его мира. И эта основа — не что иное, как диалогическое общение, трактуемое как аналог жизненного процесса в «мире людей». Согласно автору, содержанием этого общения является полилог трех парадигм универсального (наследия архаики, первого «осевого времени» по К. Ясперсу и второго «осевого времени» — эпохи модернизации по Ш. Н. Айзенштадту и другим) и локального измерений любой человеческой экзистенции на всех уровнях — от индивидуального до цивилизационного. Раскрывая смысл второй составляющей исходной метафоры Бахтина, автор подчеркивает, что речь идет о «проникновении» в духовный космос «Другого», то есть иного участника диалога. При этом глубина проникновения в «другую» человеческую реальность предполагает максимально возможную полноту охвата этой реальности. Поэтому критерием глубины проникновения в «Другого» является степень охвата всех основных измерений (уровней) его структуры. Автор анализирует эту структуру, выделяя ее основные компоненты.

Ключевые словаметафора, диалог, полилог, универсальное, локальное, предпосылочное знание, вера, рацио, символ, аллегория
Получено22.07.2021
Дата публикации15.09.2021
Кол-во символов67195
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 263

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7.

2. Бахтин М. М. Диалог II // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х гг. М.: Русские словари, 1997.

3. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. М.: Русские словари, 1997.

4. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

6. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

7. Верстин И. С. Первобытная ментальность в конструкциях современного «искусственного интеллекта». М.: Ленанд, 2019.

8. Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

9. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. М.: Республика, 1997.

10. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

11. Иванов Вяч. Вс. До — во время — после? // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. V: Мифология и фольклор. М., 2009.

12. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М.: Сов. Энциклопедия. Т. 2.

13. Касимов Р. Х. Локальные цивилизации в горизонте языка: метафора и интенциональность: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019.

14. Когнитивные науки и историческое познание / под ред. О. В. Воробьевой и Г. И. Зверевой. М.: Аквилон, 2020.

15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.

16. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф-имя-культура // Труды по знаковым системам. Сб. VI. Вып. 308. Тарту, 1973.

17. Одиссей: человек в истории 2007: История как игра метафор: метафоры истории, общества и политики. М.: Наука, 2007.

18. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

19. От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н. э. М., 1994.

20. Померанц Г. С. Великие нации живут мировыми задачами // Западники и националисты: возможен ли диалог? М.: ОГИ, 2003.

21. Понятие веры в разных языках и культурах. Лингвокультурологические исследования. Логический анализ языка. М.: Гнозис, 2019.

22. Радбиль Т. Б. Вера как основа мировосприятия и миропонимания в русской языковой картине мира // Понятие веры в разных языках и культурах. Лингвокультурологические исследования. Логический анализ языка. М.: Гнозис, 2019.

23. Рашковский Е. Б. «На земле живых»: Судьбы и значение цивилизационного дискурса в истории мысли и практики // Цивилизации в глобализирующемся мире. Предварительные итоги междисциплинарного проекта. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

24. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

25. Стайнер Дж. После Вавилонского смешения. Вопросы языка и перевода. М.: МЦНМО, 2020.

26. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1-2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.

27. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII—XIV вв.). М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.

28. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002.

29. Шемякин Я. Г. Вера и рацио в духовном космосе латиноамериканской цивилизации // Латинская Америка. 2007. № 3.

30. Шемякин Я. Г. Глобальное, универсальное, локальное: соотношение понятий и соотношение реальностей // Цивилизационные вызовы во всемирно-исторической перспективе. М.: Аквилон, 2018.

31. Шемякин Я. Г. Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука, 2001.

32. Шемякин Я. Г. К вопросу о методологии цивилизационных исследований // Цивилизации. Вып. 9. Цивилизация как идея и исследовательская практика. М.: Наука. 2009.

33. Шемякин Я. Г. Конфликт интересов и конфликт ценностей. Миграционная проблематика в контексте проблемы цивилизационной идентичности // Цивилизационные вызовы во всемирно-исторической перспективе. М.: Аквилон, 2018.

34. Шемякин Я. Г. О «стенах» и «мостах» в пространстве культуры. Заметки на полях книги Мишеля Эспаня «История цивилизаций как культурный трансфер» // Перспективы. 2020. № 3.

35. Шемякин Я. Г. Парадокс как когнитивная основа цивилизационного исследования. К вопросу о роли предпосылочного знания // Общественные науки и современность. 2020. № 4.

36. Шемякин Я. Г. Субэкумены и «пограничные» цивилизации в сравнительно-исторической перспективе: о характере соотношения Языка, Текста и Шрифта. Статья 1 // Общественные науки и современность. 2014. № 2.

37. Шемякин Я. Г. Субэкумены и «пограничные» цивилизации в сравнительно-исторической перспективе: о характере соотношения Языка, Текста и Шрифта. Статья 2 // Общественные науки и современность. 2014. № 3.

38. Шемякин Я. Г. Феномен «пограничности»: социокультурное содержание и исторические типы // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН, 2013.

39. Шемякин Я. Г., Шемякина О. Д. Латиноамериканский карнавал и карнавализованные формы русской культуры // Латинская Америка. 2008. № 5.

40. Шемякин Я. Г., Шемякина О. Д. Россия — Евразия: специфика формообразования в условиях цивилизационного пограничья. Статья 2 // Общественные науки и современность. 2004. № 5.

41. Шемякин Я. Г., Шемякина О. Д. Соотношение веры и рацио в цивилизационном «пограничье»: российские параллели латиноамериканского опыта // Латинская Америка, 2007. № 11.

42. Щербакова Т. И. Архаика и время // Актуальные проблемы изучения архаики: материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996—2012 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2014.

43. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas. Berkley: University of California Press, 1994.

44. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 1960.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх