Неизвестная молитва Акиндина в древнерусской рукописи XII в. и попытка создания русского «минускула»

 
Код статьиS207987840015985-2-1
DOI10.18254/S207987840015985-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный исторический музей
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена неизвестной молитве преп. Иоанну Дамаскину, дошедшей на полях древнейшего русского списка XII в. «Богословия» этого православного мыслителя. Этот текст сильно поврежден и практически нечитаем. Он был визуализирован методом мультиспектральной съемки с последующей программной обработкой и опубликован в настоящей работе. Текст молитвы был написан уникальным видом лигатурного письма, дошедшего еще лишь в одном памятнике. На основании кодикологических, палеографических и исторических данных эти рукописи были датированы последней третью XIV в. и локализированы в Москве. Была высказана гипотеза о связи необычного лигатурного письма с митрополичьим скрипторием Чудова монастыря, где в это время бытовали греческие рукописи и велась работа над новыми переводами богослужебных текстов. Причиной его появления стала, вероятно, задача создания нового книжного письма вместо уставного (маюскульного), который бы ускорил работу писца и экономил материал. Образцами для такого оригинального решения этой проблемы стали греческая вязь и минускул. Однако это искусственное письмо не получило распространения: устав сменили полууставные почерки.

Ключевые словаАкиндин, лигатурное письмо, кодикология и палеография древнерусских рукописей, Чудовский митрополичий скрипторий последней трети XIV в., Чудов монастырь
Получено17.04.2021
Дата публикации21.06.2021
Кол-во символов48993
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 331

Оценка читателей: голосов 0

1. Cапожникова О. В. Вопросы текстологии Богословия Иоанна Дамаскина в переводе Болгарского экзарха Иоанна // Palaeobulgarica. 2005. № 4. С. 3—29.

2. Алексеев А. И. Синодик Чудова монастыря в Московском Кремле // Вестник церковной истории. 2019. № 3-4 (55-56). C. 5—239.

3. Анисимова Т. В. Троицкий список Хроники Георгия Амартола (приписки на миниатюрах и на полях рукописи) // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия и Древняя Русь. СПб., 2004. С. 290—318.

4. Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII—XV вв.: (Лингвотекстологический анализ): Автореф. канд. дисс. СПб., 2000.

5. Бирюков Д. С. Григорий Акиндин // Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия / под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. Т. ІІ. М.; СПб., 2009. С. 485—498.

6. Блохина Э. Д. Палеографическое и фонетическое описание Рязанской кормчей 1284 г.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1970.

7. Бруни А. Византийская традиция и старославянский перевод Слов Григория Назианзина // Россия и Христианский Восток. Библиотека. Вып. 9. М., 2010. Т. 1.

8. Бруни А. М. Палеографические заметки о древнерусском кодексе Слов Григория Назианзина (ГИМ. Чуд. 11) // Europa Orientalis. 36 (2017). C. 230—236.

9. Быкова Г. З., Морозова Е. И. О миниатюрах второго мастера Федоровского Евангелия // Хризограф. Сборник статей к юбилею И. П. Мокрецовой. М., 2018. С. 58—80.

10. Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси ХII — начала ХV вв. М., 1980.

11. Гаген С. Я. Григорий Акиндин // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 662—667.

12. Гальченко М. Г. О времени появления и характере распространения ряда графико-орфографических признаков второго южнославянского влияния в древнерусских рукописях конца ХІV — первой половины ХV вв. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. Сб. статей. М., 2000. С. 123—152.

13. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1859. Отд. 2. Ч. 2.

14. Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската библиотека. София, 1985.

15. Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Т. 1.

16. Калайдович К. Иоанн Эксарх болгарский. Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и Х столетий. М., 1824.

17. Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. М., 1979.

18. Молдован А. М. «Лигатурное письмо» и другие особенности рукописи (ГИМ. Чуд. 11) // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2018. Т. 10. С. 201—207.

19. Описание рукописей Чудовского собрания / сост. Т. Н. Протасьева. Новосибирск, 1980.

20. Пентковская Т. В. Восточнославянские и южнославянские переводы богослужебных книг XIII—XIV вв.: Чудовская и Афонская редакции Нового Завета и Иерусалимский Типикон: автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2009.

21. Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217—238.

22. Петров П. Н. Книгохранилище Чудова монастыря // Памятники древней письменности. СПб.: Изд. ОЛДП, 1879. Вып. 4: Доклад ревизионной комиссии 3-го мая 1879 г. С десятью приложениями / изд. под набл. Ф. И. Булгакова. С. 141—199.

23. Полное собрание русских летописей. М., 1949. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в.

24. Попов Г. В. Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Тверь, 1997.

25. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг XI—XIII вв., хранящихся в СССР. М., 1984.

26. Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма // Энциклопедия славянской филологии. Л., 1929. Вып. 4.3.

27. Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI—XIV вв. М., 2000.

28. Тихомиров М. Н. Записи XIV—XVII вв. на рукописях Чудова монастыря // Археографический ежегодник за 1958 г. М., 1960. С. 11—36.

29. Турилов А. А. Алексий // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 637—648.

30. Турилов А. А. Восточнославянская книжная культура конца XIV—XV вв. и «второе южнославянское влияние» // Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. С. 238—251.

31. Турилов А. А. Иоанн Дамаскин. Иоанн Дамаскин. Богословские и философские сочинения // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 59—63.

32. Турилов А. А. О времени и месте создания пергаменного Евангелия «Мемнона-книгописца» // Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. С. 304—339.

33. Уханова Е. В. Византийский унциал и славянский устав: проблемы источников и эволюции // Монфокон. Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. С. 19—88.

34. Уханова Е. В. Древнейшие изображения св. кн. Бориса: К истории библиотеки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сборник = Collectanea Borisoglebica. P., 2009. Вып. 1. С. 117—156.

35. Уханова Е. В. О форме объединения древнерусских писцов в конце XI — начале XII вв. // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. М., 2017. Т. 4. С. 523—574.

36. Уханова Е. В. Палеографические и кодикологические особенности древнейшего списка Учительного Евангелия Константина Преславского (ГИМ, Син. 262) и история его создания // Старобългарското Учително Евангелие на Константин Преславски / изд. М. Тихова и Е. Уханова. Freiburg. 2012. (Monumenta linguae slavicae. Dialecti veteris. B. LVIII). С. LVI—XCVII.

37. Фонкич Б. Л. У истоков студийского минускула (Московский и Парижский фрагменты сочинения Павла Эгинского) // Фонкич Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний: Палеографические и кодикологические исследования 1988—1998 гг. М., 1999. С. 28—46.

38. Щепкин В. Н. Вязь // Древности. Труды Московского археологического общества. М., 1904. Т. ХХ. Вып. 1. С.57—79.

39. Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх