Новооткрытая икона «София Премудрость Божия, с чудотворными иконами Богоматери» рубежа XVII—XVIII вв.: особенности иконографической программы

 
Код статьиS207987840015810-0-1
DOI10.18254/S207987840015810-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственная Третьяковская галерея
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается уникальная богословская программа вологодской иконы рубежа XVII—XVIII вв., в которой сочетаются изображение Софии Премудрости с чудотворными богородичными иконами: «Плач Богородицы», «Грузинская», «Умиление» и «Печерская». Само изображение Софии Премудрости Божией имеет ряд существенных отличий от классической иконографии, получившей распространение в русском искусстве XVI—XVII вв.: отсутствует образ Христа, а фигура огненноликого ангела надписана как «IC XС». Изучение этой иконы дает новые сведения для интерпретации темы Софии Премудрости Божией в русской культуре XVII—XVIII вв.

Ключевые словаСофия Премудрость Божия, Позднее средневековье, иконографическая программа, вологодская иконопись XVII—XVIII вв., чудотворные богородичные иконы, «Образ Плач Богородицы», Грузинская Богоматерь, Богоматерь Печерская
Получено03.02.2021
Дата публикации21.06.2021
Кол-во символов27064
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 199

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С. С. Премудрость Божия построила «Дом» (Книга Притчей Соломоновых 9:1) для пребывания Божия с нами: понятие Софии и смысл иконы // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII—XIX вв. из собраний музеев России: Каталог. М., 2000. С. 4—8.

2. Васильева А. В. Фреска «Видение Божией Матери апостолом Петром в преломлении хлеба» и проблема софийной иконографии в древнерусской монументальной живописи второй половины XVII — первой половины XVIII вв. (на примере росписей храмов Верхнего Поволжья) // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб., 2012. Вып. 1. С. 88—99.

3. Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

4. Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследования и каталог произведений. Вологда, 2018.

5. Виноградова Е. А., Соколова О. А. К вопросу атрибуции девятичастной иконы с изображениями богородичных икон, Святой Троицы, Благовестия Захарии и избранных святых // Альманах: Культура. Искусство. Реставрация. Ч. I: Реставрация. СПб., 2015. С. 213—218.

6. Гордиенко Э. А., Семячко С. А., Шибаев М. А. Миниатюра и текст. К истории Следованной псалтири из собрания Российской национальной библиотеки. СПб., 2011.

7. Гусева Э. К. Грузинская икона Божией Матери // ПЭ. Т. XIII. М., 2006. С. 188—190.

8. Дьяченко О. А. К проблеме происхождения иконографии «Душа чистая» в искусстве XVI в. // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI в.: Сб. статей памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 284—294.

9. Золотарев С., свящ. София — Премудрость Божия: проблемы и перспективы религиозно-философского и искусствоведческого осмысления // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: Научный информационно-аналитический, культурно-просветительский журнал. 2008. № 3-4 (44-55). С. 228—331.

10. Иконопись // Государственная Третьяковская галерея / авт.-сост. Л. В. Нерсесян; авт. вступ. ст. Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. М., 2019.

11. Иконы Вологды конца XVI—XVII вв. М., 2017.

12. Иконы Мурома. М., 2004.

13. Иконы Пскова. М., 2003.

14. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV—XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. I / ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000.

15. Иконы Ярославля XIII — середины XVII вв. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. (Yaroslavl Icons of 13 — mid 17th century. The Masterpieces of Ancient Russian Painting in the Museums of Yaroslavl: in 2 volumes) / авт. вступ. ст. И. Л. Бусева-Давыдова, В. В. Горшкова, О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук; авт.-сост. В. В. Горшкова и др. М., 2009.

16. Искусство сохранять. Реставрация в Музеях Московского Кремля. М., 2013.

17. Комашко Н. И. Русская икона ΧVIII в. М., 2006.

18. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. ПСРЛ. Т. IX. М., 2000. С. 226. (Репринт).

19. Лифшиц Л. И. София Премудрость Божия в русской иконописи // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII—XIX вв. из собраний музеев России: Каталог. М., 2000. С. 9—17.

20. «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / авт. вступ. ст. Т. Виллинбахова, И. Плешанова. СПб., 1995.

21. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007.

22. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV в. М., 2011.

23. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII—XIX вв. из собраний музеев России: Каталог. М., 2000.

24. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее (The Miraculous Image. The icons of Our Lady in the Tretyakov Gallery) / aвт.-сост. А. М. Лидов и Г. В. Сидоренко. М., 2001.

25. Шалина И. А. Древнейшая псковская икона с изображением Страшного суда // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 538—579.

26. Η ρωσική θρησκευτική τέχνη από τον 15ο έως τον 19ο αιώνα / eπιμ. Ελένα Σαγενκόβα. Μόσχα; Αθήνα, 2019.

27. Galavaris G. An Eleventh Century Hexaptych of the Saint Catherine’s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх