Визуальная колонизация: сюжеты и основное содержание открыток Германской Восточной Африки

 
Код статьиS207987840014801-0-1
DOI10.18254/S207987840014801-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена колониальной репрезентации Германской Восточной Африки в открытках, выпускавшихся для ознакомления жителей империи с завоеванными территориями, в меньшей степени с их жителями, культурой и бытом и в большей — с теми достижениями (в кавычках и без), которые принесла метрополия: военными станциями, церквями и церковными миссиями, инфраструктурой — железными дорогами, вокзалами, маяками, новыми войсками, набранными из местных жителей, и так далее. В массиве открыток можно увидеть и разные виды акаций и пальм, и многочисленные Araberstrasse и Kaiserstrasse, и памятники императору и канцлеру, и корабли в гавани Дар-эс-Салама и виды пляжей, и «туземную красоту» и «черные кварталы». С одной стороны, открытки передавали то, что колонизаторы хотели показать на родине, с другой — то, что на родине было бы интересно увидеть: образы жарких тропиков, успехи колониальных администраторов и войск. В статье рассматриваются основные сюжеты массива открыток и некоторые особенности «визуальной колонизации».

Ключевые словаГерманская Восточная Африка, Танганьика, колониальная фотография, репрезентация колонии
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00454 «Историческая память как фактор эволюции социально-политических систем (Субсахарская Африка и Мезоамерика)».
Получено08.02.2021
Дата публикации27.12.2021
Кол-во символов19147
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 240

Оценка читателей: голосов 0

1. Овчинников В. Е. История Танзании в новое и новейшее время. М.: Главная редакция восточной литературы, 1986.

2. Buttner K. Die Anfange der Deutschen Kolonialpolitik in Ostafrika. Berlin, 1959.

3. Coller Jr. J. Photography and Visual Anthropology / ed. Paul Hockings // Principles of Visual Anthropology. Berlin; N. Y.: Mouton de Gruyter. 2003. P. 236—254.

4. Conte Ch. Power, production, and land use in German East Africa through the photographs of Walther Dobbertin, c. 1910 // Journal of Eastern African Studies. 2018. 12:4. P. 632—654.

5. Fabian S. Curing the Cancer of the Colony: Bagamoyo, Dar es Salaam, and Socioeconomic Struggle in German East Africa. International Journal of African Historical Studies, 2007. Vol. 40. № 3. P. 441—469.

6. Geary Ch. M. Photographs as Materials for African History: Some Methodological Considerations // History in Africa. 1986. Vol. 13. P. 89—116.

7. Geary Ch. M. Old Pictures, New Approaches: Researching Historical Photographs // African Arts. Vol. 24. № 4. Special Issue: Historical Photographs of Africa. 1991. P. 36—39, 98.

8. Geary Ch. M. Mondes virtuels: les representations des peuples d'Afrique de l'ouest par les cartes postales, 1895-1935 // Le Temps des medias. 2007. 1 (8). P. 75-104.

9. Glassman J. Social Rebellion and Swahili Culture: The Response to German Conquest of the Northern Mrima, 1888—1890. Ph. D. dissertation. University of Wisconsin-Madison, 1988.

10. Glassman J. Feasts and Riot. Revelry, Rebellion, and Popular Consciousness on the Swahili Coast, 1856—1888. Portsmouth, New Hampshire: Heinemann, 1995.

11. Gupta P. Ways of Seeing in Stone Town, Zanzibar: patina, pose, punctum // Critical Arts. 2018. № 32 (1). P. 59—74.

12. Hahn H. P. On the Circulation of Colonial Pictures: Polyphony and Fragmentation / eds. Helff S., Michels S. // Global Photographies. Memory — History — Archives. Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. P. 89—108.

13. Haney E. Daughters of Zanzibar // Transition. 2016. № 119. P. 37—48.

14. Iliffe J. A Modern History of Tanganyika. Cambridge, 1979.

15. Killingray D. and Roberts A. An Outline History of Photography in Africa to ca. 1940 // History in Africa. 1989. Vol. 16. P. 197—208.

16. Landau P. Empires of the Visual: Photography and Colonial Administration in Africa / eds. Landau P., Kaspin D. // Images and Empires: Visuality in Colonial and Postcolonial Africa. Berkeley: University of California Press, 2002. P. 141—171.

17. Meier P. Objects on the Edge. Swahili Coast Logics of Display // African Arts. 2009. Vol. 42. № 4. P. 8—23.

18. Meier P. The Surface of Things: A History of Photography from the Swahili Coast // Art Bulletin. 2019. 101. № 1. P. 48—69.

19. Monti N. Africa Then: Photographs, 1840—1918. N. Y.: Knopf; L.: Thames & Hudson, 1987.

20. Prins G. The Battle for Control of the Camera in Late Nineteenth Century Western Zambia // African Affairs. 1990. Vol. 89. № 354. P. 97—105.

21. Roberts A., ed. Photographs as Sources for African History. L.: SOAS, 1988.

22. Sandler W. Deutsche Heimat in Afrika: Colonial Revisionism and the Construction of Germanness through Photography // Journal of Women's History. 2013. Vol. 25. № 1. P. 37—61.

23. Scherer J. С. Ethnographic Photography in Anthropological Research / ed. Hockings P. // Principles of Visual Anthropology. Berlin; N. Y.: Mouton de Gruyter. 2003. P. 201—216.

24. Thompson T. J. Images of Africa. Missionary Photography in the Nineteenth Century: An Introduction // Occasional Paper. Centre of African Studies, University of Copenhagen, 2004.

25. Thompson T. J. Images of Africa: Missionary Photography in the Nineteenth Century: an Introduction [Электронный ресурс]. URL: https://teol.ku.dk/cas/publications/publications/occ._papers/occ_thompson.pdf (дата обращения: 16.08.2020).

26. Thompson T. J. Light on Darkness? Missionary Photography of Africa in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх