«Долгое Средневековье» во французской политической карикатуре XX—XXI вв.

 
Код статьиS207987840012755-9-1
DOI10.18254/S207987840012755-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена анализу того, как в современной французской карикатуре используются образы Средневековья для репрезентации политических деятелей и идентификации их взглядов. Изучение особенностей влияния этих образов на карикатуру XX—XXI вв., по мнению автора статьи, заслуживает внимания не только с точки зрения уточнения набирающей в последнее время все большую популярность концепции «Долгого Средневековья». Не менее значимым оказывается оно и с точки зрения социальной истории — того, как французы XX—XXI вв. осмысливают политическую жизнь своей страны, какие визуальные образы для этого используют, какие проблемы пытаются с их помощью разрешить и какие парадоксы восприятия давно ушедшей эпохи вместе с тем демонстрируют. На богатом иллюстративном материале в статье анализируются изменения в политическом ландшафте Франции последних десятилетий: особенности репрезентации ультраправого «Национального фронта» и его лидеров, Жан-Мари и Марин Ле Пенов, а также их оппонентов более левого толка; какая борьба за тех или иных средневековых героев, используемых в пропагандистских целях, происходит между французскими политиками; в каких именно ситуациях они обращаются к прошлому страны и к конкретным историческим персонажам.

Ключевые словаФранция, XX—XXI вв., политическая карикатура, историческая память, Средние века
Получено05.07.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов40557
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 378

Оценка читателей: голосов 0

1. Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. СПб., 2019.

2. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб., 2012.

3. Тогоева О. И. Когда преступник — свинья. «Дурные обычаи» и неписаные правила средневекового правосудия // Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени / отв. ред. П. В. Соколов. М., 2015. С. 403—436.

4. Тогоева О. И. Личный пантеон кардинала Ришелье. Герои Средневековья на службе французского абсолютизма // Человек как проект. Интерпретация культурных кодов — 2016 / сост. и общ. ред. В. Ю. Михайлина и Е. С. Решетниковой. Саратов; СПб., 2016. С. 26—44.

5. Тогоева О. И. Жанна д’Арк и либеральная французская историография XIX в.: рождение «народной героини» // Диалог со временем. 2016. Вып. 55. С. 20—40.

6. Тогоева О. И. Еретичка, ставшая святой. Две жизни Жанны д’Арк. М.; СПб., 2016.

7. Тогоева О. И. Долгое торжество: праздник 8 мая в Орлеане в политической истории Франции XV—XXI вв. // Событие и время в европейской исторической культуре (XVI — начало XXI вв.) / под ред. Л. П. Репиной. М., 2018. С. 150—178.

8. Тогоева О. И. Наполеон Бонапарт и его Жанна д’Арк // Французский ежегодник — 2019. М., 2019. С. 6—21.

9. Agulhon M. La “statuomanie” et l’histoire // Ethnologie française. 1978. № 8. P. 145—172.

10. Ameline de La Briselainne H. Loi du 29 juillet 1881 sur la liberté de la presse. P., 1881.

11. Baridon L., Guédron M. L’Art et l’histoire de la caricature. Des origines à nos jours. P., 2006.

12. Beaune C. Pour une préhistoire du coq gaulois // Médiévales. 1986. T. 10. P. 69—80.

13. Bryant M. James Gillray: The Scourge of Napoleon // History Today. 2006. Vol. 56 (8) [Электронный ресурс]. URL: https://www.historytoday.com/archive/james-gillray-scourge-napoleon

14. Carbonnières Ph. de. La Grande Armée de papier: caricatures napoléoniennes. Rennes, 2015.

15. Clerc C. La caricature contre Napoléon. P., 1985; Benoit J. L’Anti-Napoléon. Caricatures et satires du Consulat à l’Empire. Catalogue de l’exposition du musée national des Châteaux de Malmaison et Bois-Préau, 30 Mai — 30 Septembre 1996. P., 1996.

16. Doizy G., Houdré J. Marianne dans tous ses états: la République en caricature de Daumier à Plantu. P., 2008.

17. Dorival B. Art et politique en France au XVIIe siècle: la gallerie des hommes illustres du Palais-Cardinal // Bulletin de la Société de l’histoire de l’art français. 1973. P. 43—60.

18. Dorival B. La Galerie des Hommes illustres du Palais-Cardinal // Richelieu et le monde de l’esprit. P., 1985. P. 341—359.

19. Du bon usage des grands hommes en Europe / sous la dir. de J.-N. Jeanneney, P. Joutard. P., 2003.

20. Ducrocq Th. Le coq prétendu gaulois. P., 1900.

21. Duprat A. Le Roi décapité: essai sur les imaginaires politiques. P., 1992.

22. Duprat A. Histoire de France par la caricature. P., 1999.

23. Fourest C., Chauzy J.-Ch. La vie secrète de Marine Le Pen. P., 2012.

24. Gatrell V. City of Laughter. Sex and Satire in Eighteenth-Century London. N. Y., 2006.

25. Gaulle Ch. de. Discours et messages, pendant la guerre, juin 1940 — juin 1946. P., 1970.

26. Grand-Carteret J. Napoléon en images. Estampes anglaises (portraits et caricatures). P., 1895.

27. Heimann N.M. Joan of Arc in French Art and Culture (1700—1855). From Satire to Sanctity. Aldershot; Burlington, 2005.

28. Hilaire Y.-M. Jeanne d’Arc, dès romantiques à nos jours // Histoire du christianisme. 2008. № 43. P. 60—67.

29. Knecht R. J. Richelieu. L; N. Y., 2013.

30. Krause K. Richelieu au Palais-Cardinal // Richelieu, patron des arts / sous la dir. de J.-C. Boyer, B. Gaehtgens, B. Gady. P., 2009. P. 273—292.

31. Krumeich G. Jeanne d’Arc à travers l’Histoire. Р., 1993.

32. Krysmanski B. W. Hogarth’s Hidden Parts: Satiric Allusion, Erotic Wit, Blasphemous Bawdiness and Dark Humour in Eighteenth-Century English Art. Hildesheim; Zurich; N. Y., 2010.

33. Michaud-Fréjaville F. A Orléans, six siècles de commémoration // Histoire du christianisme. 2008. № 43. P. 68—71.

34. Muselier R. Daumier. Artiste frondeur, Marseillais rebelle. P., 2008.

35. Pastoureau M. Le coq gaulois // Les Lieux de mémoire / Sous la dir. de P. Nora. III: Les France. T. 3: De l’archive à l’emblème. P., 1992. P. 508—539.

36. Pernoud R. Jeanne devant les Cauchons. P., 1970.

37. Pessiot M. Illustre ou infortunée. Figures de Jeanne d’Arc au début du XIXe siècle // Jeanne d’Arc. Les tableaux de l’Histoire, 1820—1920. P., 2003. Р. 17—33.

38. Porterfield T., Siegfried S.L. Staging Empire: Napoleon, Ingres, and David. University Park, 2006.

39. Press Ch. The Political Cartoon. L., 1981.

40. Rigolet Y. Entre procès d’intention et générations succesives: historiographie du mythe Jeanne d’Arc de la Libération à nos jours // De l’hérétique à la sainte. Les procès de Jeanne d’Arc revisités / ed. par F. Neveux. Caen, 2012. P. 249—271.

41. Rigolet Y. Jeanne d’Arc chez les frontistes: faire-valoir médiatique ou marqueur identitaire? // Jeanne d’Arc. Histoire et mythes / Sous la dir. de J.-P. Boudet, X. Hélary. Rennes, 2014. P. 265—278.

42. Robert J.-L. Images et usages de Jeanne d’Arc pendant la Seconde Guerre mondiale // Bulletin de l’Association des Amis du Centre Jeanne d’Arc. 1997. № 20. Р. 28—41.

43. Solo D. Plus de 5000 dessinateurs de presse et 600 supports en France de Daumier à l’an 2000. Vichy, 2004.

44. Tillier B. À la charge! La caricature en France de 1789 à 2000. P., 2005.

45. Winock M. Jeanne d’Arc // Les lieux de mémoire / sous la dir. de P. Nora. III: Les France. T. 3: De l’archive à l’emblème. P., 1992. P. 675—733.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх