The Images of Sacred Trees in Ancient Egyptian Fairy Tales

 
PIIS241436770030858-3-1
DOI10.37490/S241436770030858-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Russian Federation, Moscow, Maronovsky per., 26
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 32
Abstract

The paper examines the semantics of trees described in the ancient Egyptian fairy tales “Tale of Two Brothers” and in the “Story of Sinuhe”. The purpose of the study is to identify the semantics of trees in these fairy tales, their relationship with the religious ideas of the Egyptians and specifies of ideas about the calendar cycle displayed in these texts. The author traces literary parallels between the images of fairy-tale trees and the motifs of the “Book of the Dead”, which tells about the posthumous life of the soul of the deceased in the Netherworld.

 

            The study reveals that in the “Tale of Two Brothers”, the cedar and two persea trees are correlated with the Osiris and solar cults. The persea trees represent the rays of the sun, Osiris and the deceased as the blessed spirit Akh. The cedar inflorescence located at the top of the tree is also associated with the image of the sun. It was found that in this fairy tale, the description of tree life and the hero’s repeated birth reflect the change of calendar cycles from the flood season to the harvest season, from the period of visibility of celestial bodies and plants to the period of their invisibility. The sycamore, mentioned in the “Story of Sinuhe”, is the sacred tree of Hathor, Isis and Nut and appears as a symbol of the heaven with which these goddesses were associated.

KeywordsAncient Egypt; fairytales; sacred trees; cedar; sycamore; Osiris; Hathor.
Received08.05.2024
Publication date30.06.2024
Number of characters33501
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение
2 Образы священных деревьев в искусстве и литературе Древнего Ближнего Востока не раз становились предметом обсуждения в научных трудах. В отношении такого рода растений нередко применяют также понятия «древо жизни» или «мировое древо». При этом термин «древо жизни», служащий для описания священных деревьев языческих народов, ученые зачастую сопоставляют с библейским древом жизни, которое является символом взаимосвязи человека с единым Богом Творцом (Быт. 2:9). На основании некоторого формального сходства в описании этих деревьев принято делать вывод о влиянии языческих сказаний о «древе жизни» на сложение библейского предания о райском древе. Между тем известный богослов А. И. Покровский отмечал, что подобные сопоставления носят произвольный характер, учитывая «ту диаметральную противоположность, какая существует в общем духе и характере этих преданий… халдейское предание насквозь проникнуто политеизмом, тогда как библейское дышит строгим монотеизмом»1. 1. Покровский А. И. Древо жизни // Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Лопухина: в 12 т. Т. 5. Петроград, 1904. Стб. 39.
3 Поскольку в мифах и сказках языческих народов, в отличие от библейского повествования, нет прямого обозначения того или иного сакрального дерева как древа жизни, нам представляется более корректным именовать их священными или волшебными деревьями и приводить их аутентичные названия в каждом конкретном случае. В настоящей работе мы обратимся к анализу семантики деревьев, встречающихся в древнеегипетских сказках, и проследим их взаимосвязь с религиозными воззрениями египтян.
4 Деревья в «Повести о двух братьях»
5 В «Повести о двух братьях» (XIII в. до н. э.), сообщающей об истории братьев Инпу (Inpw) и Бата (BAtA), деревья упоминаются в связи с мотивом расставания братьев и ухода Баты, младшего брата Инпу, на чужбину вследствие семейной драмы (жена Инпу пыталась соблазнить Бату, однако, получив отказ, оклеветала его перед Инпу)2. Бата, предварительно оскопив себя на берегу озера в знак своей невиновности, отправляется в Долину кедра (tA int aS), где вырывает свое сердце (HAty) и кладет его на крону кедра. После этого он продолжает жить в указанном месте, выстраивает себе дом, получает от богов жену и занимается охотой. Однажды его жена, вопреки просьбе Баты, вышла гулять под кедром. Тогда море погнало за ней свои волны. Девушка принялась бежать к себе домой, однако кедр по требованию моря выхватил прядь ее волос и отдал морю, которое принесло прядь в Египет. Очарованный ароматом, исходившим от этой пряди, фараон приказывает отыскать ее владельца. Когда гонцы доставили ему жену Баты, царь полюбил ее и дал ей титул «Великой госпожи», шепсет (Spst). Спустя какое-то время женщина, знавшая о тайне Баты, попросила фараона срубить кедр, что привело к гибели ее супруга. Узнав об этом несчастье, Инпу отправляется в Долину кедра в поисках сердца брата. На четвертом году он находит сердце в виде грозди винограда (iArrt). Положив гроздь в сосуд с водой, он дожидается оживления Баты, после чего дает ему выпить содержимое сосуда, так что сердце встает на свое место. 2. Викентьев В. М. Древнеегипетская повесть о двух братьях. М., 1917. С. 20–27; Сказки и повести Древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л., 1979. С. 94–101; Панов M. В. Легенды, мифы и гимны. Доклады. Новосибирск, 2018. С. 16–30.

views: 11

Readers community rating: votes 0

1. Badzh Eh. A. U. Egipetskaya «Kniga mertvykh» / Per. s angl. S. Arkhipovoj. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2023.

2. Vikent'ev V. M. Drevneegipetskaya povest' o dvukh brat'yakh. M.: T-vo skoropechatni A. A. Levenson,1917 (Kul'turno-istoricheskie pamyatniki Vostoka, vyp. 4).

3. Mironova A. V .Kalendari i prazdniki Drevnego Egipta. M.: Moskva, 2022.

4. Mironova A. V. Kategorii vremeni i prostranstva v skazkakh i povestyakh Drevnego Egipta // Trudy Gosudarstvennogo muzeya istorii religii. Vyp. 22. SPb.: FGBOUVPO «SPBGUPTD», 2022. S. 201–213.

5. Mironova A. V. Drevnij Egipet // Kalendarnye prazdniki Drevnego Vostoka. Issledov aniya i teksty / Pod red. V. V. Emel'yanova. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2023. S. 143–283. DOI: https://doi:10.34887/PV.2023.78.30.002.

6. Panov M. V. Legendy, mify i gimny. Doklady. Novosibirsk: M. V. Panov, 2018 (Egipetskie teksty,T. VIII).

7. Pokrovskij A. I. Drevo zhizni // Pravoslavnaya bogoslovskaya ehntsiklopediya ili Bogoslovskij ehntsiklopedicheskij slovar' / Pod red. A. P. Lopukhina: 12 t. T. 5. Petrograd: T-vo A. P. Lopukhina, 1904. Stb. 39–43.

8. Propp V. Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. M.: Labirint, 2000.

9. Skazki i povesti Drevnego Egipta / Per. i komm. I. G. Livshitsa. L.: Nauka, 1979.

10. Tolmacheva E. G. K voprosu o simvolike i znachenii obraza tsapli Benu v «Ofitsial'noj» i «Narodnoj» religiyakh: osiricheskij i ritual'nyj aspekty // Egipet i sopredel'nye strany. 2016. Vyp. 2. S. 1–28.

11. Ayali-Darshan N. The Background of the Cedar Forest Tradition in the Egyptian Tale of the Two Brothers in the Light of West-Asian Literature // Ägypten und Levante. 2017. Vol. 27. P. 183–193.

12. Azzazy M., Ezzat A. The Sycamore in Ancient Egypt – Textual, Iconographic and Archaeopalynological Thoughts // Liber Amicorum – Speculum Siderum: Nut Astrophoros / Ed. by N. Gilhou, A. Maniati. Oxford: Archaeopress Publishing, 2016. P. 209–220.

13. Budge E. A. W. The Chapters of Coming forth by Day. London: Kegan Paul, Trench, Trübner & co., 1898.

14. Sousa R. Heart and Water in the Religious Anthropology of Ancient Egypt // Acqua nell ’antico Egitto: vita, rigenerazione, incantesimo, medicamento: proceedings of the first International conference for young Egyptologists: Italy, Chianciano Terme, October 15–18, 2003 / Ed. by A. Amenta, M. M. Luiselli, M. N. Sordi. Roma: L’Erma di Bretschneider, 2005. P. 375–380.

15. Sousa R.The Meaning of the Heart Amulets in Egyptian Art // Journal of the American Research Center in Egypt. 2007. Vol. 43. P. 59–70.

Egyptian Transliteration Font File (GLYPHTRL.TTF, 24 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up