Образы священных деревьев в древнеегипетских сказках

 
Код статьиS241436770030858-3-1
DOI10.37490/S241436770030858-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 32
Аннотация

В работе рассматривается значение деревьев, описанных в древнеегипетских сказках «Повесть о двух братьях» и «Повесть о Синухете». Актуальность темы обусловлена малоизученностью специфики понятия «священное дерево» в контексте хронотопа египетской сказки. Цель исследования – выявить семантику образа деревьев в означенных сказках, их взаимосвязь с религиозными представлениями египтян и особенностями отображения в данных текстах представлений о календарном цикле. 

Ключевые словаДревний Египет; сказки; священные деревья; кедр; сикомора; Осирис; Хатхор.
Получено08.05.2024
Дата публикации30.06.2024
Кол-во символов33501
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение
2 Образы священных деревьев в искусстве и литературе Древнего Ближнего Востока не раз становились предметом обсуждения в научных трудах. В отношении такого рода растений нередко применяют также понятия «древо жизни» или «мировое древо». При этом термин «древо жизни», служащий для описания священных деревьев языческих народов, ученые зачастую сопоставляют с библейским древом жизни, которое является символом взаимосвязи человека с единым Богом Творцом (Быт. 2:9). На основании некоторого формального сходства в описании этих деревьев принято делать вывод о влиянии языческих сказаний о «древе жизни» на сложение библейского предания о райском древе. Между тем известный богослов А. И. Покровский отмечал, что подобные сопоставления носят произвольный характер, учитывая «ту диаметральную противоположность, какая существует в общем духе и характере этих преданий… халдейское предание насквозь проникнуто политеизмом, тогда как библейское дышит строгим монотеизмом»1. 1. Покровский А. И. Древо жизни // Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Лопухина: в 12 т. Т. 5. Петроград, 1904. Стб. 39.
3 Поскольку в мифах и сказках языческих народов, в отличие от библейского повествования, нет прямого обозначения того или иного сакрального дерева как древа жизни, нам представляется более корректным именовать их священными или волшебными деревьями и приводить их аутентичные названия в каждом конкретном случае. В настоящей работе мы обратимся к анализу семантики деревьев, встречающихся в древнеегипетских сказках, и проследим их взаимосвязь с религиозными воззрениями египтян.
4 Деревья в «Повести о двух братьях»
5 В «Повести о двух братьях» (XIII в. до н. э.), сообщающей об истории братьев Инпу (Inpw) и Бата (BAtA), деревья упоминаются в связи с мотивом расставания братьев и ухода Баты, младшего брата Инпу, на чужбину вследствие семейной драмы (жена Инпу пыталась соблазнить Бату, однако, получив отказ, оклеветала его перед Инпу)2. Бата, предварительно оскопив себя на берегу озера в знак своей невиновности, отправляется в Долину кедра (tA int aS), где вырывает свое сердце (HAty) и кладет его на крону кедра. После этого он продолжает жить в указанном месте, выстраивает себе дом, получает от богов жену и занимается охотой. Однажды его жена, вопреки просьбе Баты, вышла гулять под кедром. Тогда море погнало за ней свои волны. Девушка принялась бежать к себе домой, однако кедр по требованию моря выхватил прядь ее волос и отдал морю, которое принесло прядь в Египет. Очарованный ароматом, исходившим от этой пряди, фараон приказывает отыскать ее владельца. Когда гонцы доставили ему жену Баты, царь полюбил ее и дал ей титул «Великой госпожи», шепсет (Spst). Спустя какое-то время женщина, знавшая о тайне Баты, попросила фараона срубить кедр, что привело к гибели ее супруга. Узнав об этом несчастье, Инпу отправляется в Долину кедра в поисках сердца брата. На четвертом году он находит сердце в виде грозди винограда (iArrt). Положив гроздь в сосуд с водой, он дожидается оживления Баты, после чего дает ему выпить содержимое сосуда, так что сердце встает на свое место. 2. Викентьев В. М. Древнеегипетская повесть о двух братьях. М., 1917. С. 20–27; Сказки и повести Древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л., 1979. С. 94–101; Панов M. В. Легенды, мифы и гимны. Доклады. Новосибирск, 2018. С. 16–30.

всего просмотров: 10

Оценка читателей: голосов 0

1. Бадж Э. А. У. Египетская «Книга мертвых» / Пер. с англ. С. Архиповой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.

2. Викентьев В. М. Древнеегипетская повесть о двух братьях. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон,1917 (Культурно-исторические памятники Востока, вып. 4).

3. Миронова А. В .Календари и праздники Древнего Египта. М.: Москва, 2022.

4. Миронова А. В. Категории времени и пространства в сказках и повестях Древнего Египта // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 22. СПб.: ФГБОУВПО «СПБГУПТД», 2022. С. 201–213.

5. Миронова А. В. Древний Египет // Календарные праздники Древнего Востока. Исследов ания и тексты / Под ред. В. В. Емельянова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2023. С. 143–283. DOI: https://doi:10.34887/PV.2023.78.30.002.

6. Панов M. В. Легенды, мифы и гимны. Доклады. Новосибирск: М. В. Панов, 2018 (Египетские тексты,Т. VIII).

7. Покровский А. И. Древо жизни // Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Лопухина: в 12 т. Т. 5. Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1904. Стб. 39–43.

8. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

9. Сказки и повести Древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л.: Наука, 1979.

10. Толмачева Е. Г. К вопросу о символике и значении образа цапли Бену в «Официальной» и «Народной» религиях: осирический и ритуальный аспекты // Египет и сопредельные страны. 2016. Вып. 2. С. 1–28.

11. Ayali-Darshan N. The Background of the Cedar Forest Tradition in the Egyptian Tale of the Two Brothers in the Light of West-Asian Literature // Ägypten und Levante. 2017. Vol. 27. P. 183–193.

12. Azzazy M., Ezzat A. The Sycamore in Ancient Egypt – Textual, Iconographic and Archaeopalynological Thoughts // Liber Amicorum – Speculum Siderum: Nut Astrophoros / Ed. by N. Gilhou, A. Maniati. Oxford: Archaeopress Publishing, 2016. P. 209–220.

13. Budge E. A. W. The Chapters of Coming forth by Day. London: Kegan Paul, Trench, Trübner & co., 1898.

14. Sousa R. Heart and Water in the Religious Anthropology of Ancient Egypt // Acqua nell ’antico Egitto: vita, rigenerazione, incantesimo, medicamento: proceedings of the first International conference for young Egyptologists: Italy, Chianciano Terme, October 15–18, 2003 / Ed. by A. Amenta, M. M. Luiselli, M. N. Sordi. Roma: L’Erma di Bretschneider, 2005. P. 375–380.

15. Sousa R.The Meaning of the Heart Amulets in Egyptian Art // Journal of the American Research Center in Egypt. 2007. Vol. 43. P. 59–70.

Файл шрифта египетской транслитерации (GLYPHTRL.TTF, 24 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх