К вопросу о трансформации места Ирана на глобальном рынке нефти в 1960-1970-х годах

 
Код статьиS241436770030598-7-1
DOI10.37490/S241436770030598-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: аспирант третьего года обучения
Аффилиация: ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Аннотация

В статье рассматривается изменение роли Ирана на глобальном рынке нефти после свержения демократически избранного правительства М. Мосаддыка и образования Международного нефтяного консорциума. Раскрывается роль нефтяных доходов в процессе превращения Ирана в регионального лидера и активного участника ОПЕК. Проанализирована политика шаха, направленная на сокращение роли Международного нефтяного консорциума и установление новых правил деятельности западных нефтяных компаний в Иране. 

Ключевые словаИран, Нефть, Международные отношения, США, Международный нефтяной консорциум, ОПЕК.
Получено12.04.2024
Кол-во символов14384
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение. Сегодня несмотря на то, что в мире развернулся процесс отказа от невозобновляемых источников энергии, нефть продолжает оставаться одним из ключевых ресурсов, влияющих в том числе и на систему международных отношений. Например, нефтяной фактор был важной частью так называемой «иранской сделки» (Совместный всеобъемлющий план действий – прим. Г.Г.). Барак Обама в своем заявлении об «Историческом ядерном соглашении с Ираном» подчеркивал, что «эта сделка открывает перспективу снятия санкций, которые были введены из-за нарушения Ираном международного права».1 Снятие санкций открывало перспективы возвращения иранской нефти на глобальный рынок, сформированный в рамках нового миропорядка после Второй мировой войны.

В тот период страны, обладавшие огромными нефтяными запасами, разрабатываемыми западными компаниями на основе неравноправных концессионных соглашений, все активнее стали требовать их пересмотра. Отдельно поднимался вопрос о распределении доходов от нефти по принципу «50 на 50». Значительно возросшее значение нефти как главного энергоресурса западных экономик неизбежно приводило к укреплению позиций нефтедобывающих стран. Правительства США и Великобритании, стоявшие за частными нефтяными компаниями, были вынуждены также пересматривать свою политику в отношении нефтедобывающих стран, в том числе и Ирана.

Ход и результаты исследования. Свержение демократически избранного правительства М. Мосаддыка в августе 1953 года, стало заключительным этапом борьбы Соединённых Штатов Америки за доминирующее положение в регионе. К этому моменту Советский Союз окончательно отказался от претензий на североиранскую нефть, а Соединенное Королевство не имело возможности самостоятельно разрешить кризис вокруг иранской нефтяной промышленности.

Необходимо отметить, что правительство США выступало против эмбарго на иранскую нефть, предпринимая попытки договориться с правительством М. Мосаддыка.2 Кроме того, как справедливо отмечает отечественный исследователь А.М. Уразов в рамках разрешения кризиса вокруг иранской нефти Великобритания и США должны были не допустить «ожидаемого проникновения в регион СССР».3 В этот период правительство США в первую очередь рассматривало экономические меры стимулирования Ирана к возвращению к переговорам. Необходимо отметить, что иранская сторона в лице М. Мосаддыка в большей степени рассчитывала на американскую помощь, а не кредиты со стороны международных финансовых организаций.4

Правительство Соединенных Штатов Америки активизировало свою деятельность в Иране в начале 1950-х годов по ряду причин: во-первых, М. Мосаддык умело играл на американских опасениях отхода Ирана в советскую зону влияния. Об этом, например, в Вашингтон сообщал посол Хендерсон.5 Во-вторых, Великобритания стремительно теряла ресурсы для поддержания монопольного влияния в стране. В-третьих, разрабатываемые американскими нефтяными компаниями месторождения уже не удовлетворяли спрос западных экономик на энергоресурсы, дефицит которых стал ощущаться еще в ходе Второй мировой войны. Созданный в 1943 году картель Petroleum Reserves Corporation в том числе был направлен на подписание нефтяных концессий на Большом Ближнем Востоке.6 В-четвертых, Соединенные Штаты были главным кредитором Великобритании во Второй мировой войне, а утрата доходов от иранской нефти ставило британское правительство в затруднительное положение – возврат долгов оказывался под угрозой. Вышеуказанные факторы подтверждают стратегическое значение дешевой ближневосточной нефти для Соединенных Штатов Америки.

Биполярный мир и «холодная война» вынуждали США активно работать в направлении увеличения количества союзников и сателлитов по всему миру, в том числе и на Большом Ближнем Востоке. Стратегическое положение Ирана и его богатые месторождения нефти ожидаемо вошли в круг интересов капиталистических стран. С. Жуков и О. Резникова отмечают: «выгодное географическое положение (Ирана – прим. Г.Г.) в принципе позволяет поддерживать масштабный нефтяной экспорт на все основные мировые рынки».7

Соединенные Штаты Америки настойчиво предлагали свой вариант разрешения кризиса вокруг иранской нефти. Согласно плану, сформулированному советником госсекретаря США Г. Гувером-младшим, необходимо было дать право разрабатывать иранские месторождения нескольким компаниям, входящим в нефтяной консорциум. При этом у бывшей Англо-Иранской нефтяной компании в нем должна быть только доля, позволяющая «затеряться» среди других компаний.8 В сложившейся ситуации у правительства Великобритании не было возможности повлиять на новые договоренности, а шахское правительство было более чем довольно: Иран был заинтересован в скорейшем возвращении нефти на международный рынок.

Важно отметить, что уже на этапе образования Международного нефтяного консорциума Иран предпринял попытку предложить западным компаниям только реализацию добытой на территории страны нефти. Но в середине 1950-х годов США не были готовы к подобному предложению шахского правительства – иранская нефть являлась стратегическим интересом Соединенных Штатов. Нефтяная промышленность должна была полностью контролироваться американцами. Таким образом, Иран вернулся на глобальный рынок нефти практически на тех же условиях, которые предлагались представителями Англо-Иранской нефтяной компании в период кризиса вокруг иранской нефти 1947–1953 годов. По своей сути деятельность МНК не отвечала стратегическим интересам Ирана.

Вмешательство США и Великобритании во внутренние дела Ирана в августе 1953 года вернуло всю полноту власти шаху Мухаммеду Реза Пехлеви. В американо-иранских отношениях Иран впервые стал определяться как союзник США в регионе. Шах позиционировал себя как гарант бесперебойных поставок иранской нефти на глобальный рынок энергоресурсов и лидер сильного регионального государства.

Изменение роли Ирана на глобальном рынке нефти неразрывно связана с масштабными преобразования внутри страны, вошедшими в историю как «белая революция». Благодаря деятельности западных нефтяных компаний в достаточно сжатые сроки «Иран стал четвертым по величине производителем нефти в мире и вторым по величине экспортером нефти в мире».9 С каждым годом капиталистические страны становились все более зависимыми от дешевой ближневосточной нефти.

При этом изменения в системе международных отношений в 1960-1970-е года влияли и на внутриполитические процессы в нефтедобывающих странах: они все активнее стремились получить полный контроль над своими месторождениями. Подобные попытки, еще недавно пресекавшиеся США и Великобританией, вылились в образование в 1960 году Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) среди основателей которой был и Иран.10

Несмотря на то, что объединение нефтедобывающих стран потенциально угрожало положению западных нефтяных компаний, ни их руководство, ни аналитики ЦРУ не смогли вовремя распознать угрозу. В секретном докладе ЦРУ отмечено, что: «государства-производители, вероятно, будут работать больше через ОПЕК, чтобы осуществлять давление на компании Мы сомневаемся, что они смогут согласовать приемлемую программу сокращения производства - единственный практический способ для них контролировать цены, но им, вероятно, удастся в какой-то степени повлиять на политику компаний».11 Тем не менее, нельзя утверждать, что подобный взгляд американских аналитиков был далек от реальности. Даже министры, отвечающие за нефтедобычу в странах-участниках ОПЕК, понимали, что «производство и продажа их нефти все еще зависела от опыта, оборудования и рынков сбыта иностранных нефтяных компаний».12

Необходимо отметить, что в первые годы своего существования ОПЕК не оказывала существенное влияние на глобальный рынок нефти, но процесс превращения рынка покупателя в рынок продавца становился необратимым.

Трансформацией глобального рынка нефти смогла воспользоваться Франция, долгое время не имевшая возможность закрепиться в регионе. В августе 1966 года Иран первой из нефтедобывающих стран смог заключить с частной западной компанией ЭРАП договор подряда, оставаясь владельцем месторождений и добываемой нефти.13 Это событие стало одним из ключевых в процессе трансформации роли Ирана на глобальном рынке нефти – шах Мухаммед Реза Пехлеви смог самостоятельно отбирать контрагентов из числа западных стран и лишил их контроля над всей цепочкой добычи и продажи нефти.

Будучи членом ОПЕК Иран, получил возможность оказывать давление на Международный нефтяной консорциум, в том числе и через отказ от предоставления скидок. Мухаммед Реза Пехлеви действовал в соответствии с резолюциями Организации, которые все больше влияли на ценообразование на рынке нефти. При этом правительства США и Великобритании больше не поддерживали нефтяные компании, которые не имели рычагов влияния на правительства нефтедобывающих стран.

Изменение ближневосточной политики США прямо описывает Государственный секретарь Уильям П. Роджерс: «единственный курс, который мы видим возможным на данный момент, — это чтобы нефтяные компании приложили максимум усилий для продолжения переговоров. В нынешней обстановке крайних сроков и угроз мы, вероятно, сталкиваемся с кризисами почти ежедневно. Компаниям и правительствам других стран следует признать, что частые обращения к иранцам и другим странам ОПЕК или главам государств вряд ли ослабят их решимость заключить жесткую сделку».14 США и Великобритания фактически поддерживали действия шаха по установлению полного контроля над иранской нефтяной промышленностью.

Необходимо подчеркнуть, что отказ от прямой поддержки американских нефтяных компаний не означал уменьшение доходов американского бюджета – растущие доходы иранского бюджета делали страну важным рынком сбыта для других компаний, в том числе связанных с оборонной промышленностью.

К началу 1970-х годов Иран и другие нефтедобывающие страны осознали, что контролируемая ими нефть является настоящим геополитическим оружием. В декабре 1973 года шах предложил новый подход к формированию цены на нефть – с учетом стоимости альтернативных источников энергии и без привязки к балансу спроса и предложения.15

Апогеем трансформации роли Ирана на глобальном рынке нефти стал топливный кризис 1973–1974 годов. Поддержав арабские страны шах окончательно приобрели статус субъекта и полноправного участника международной торговли нефтью. Политика США и Великобритании в регионе позволила Ирану и другим нефтедобывающим странам собрать достаточно сил для превращения мирового рынка нефти в рынок продавца. Подобное положение сохраняется и по сей день.

Заключение. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что с момента свержения демократически избранного правительства М. Мосаддыка Иран существенно изменил свою роль на глобальном рынке нефти. Решая на первом этапе задачу возвращения на рынок иранской нефти и возобновления поступления в государственный бюджет доходов от продажи нефти, шах согласился на деятельность на нефтяных месторождениях Международного нефтяного консорциума на условиях, определенных США.

Одновременно с этим ежегодно увеличивавшаяся зависимость западных экономик от дешевой ближневосточной нефти позволяла иранскому государственному бюджету получать огромные доходы, которые, в частности, делали Иран крупнейшим рынком сбыта для западного бизнеса и транснациональных корпораций. Кроме того, нефтяные доходы обеспечивали возможность шаха претендовать на региональное лидерство, чему не препятствовали США и Великобритания. Поддержка иранских позиций в ОПЕК также способствовало тому, что в первой половине 1970-х годов шах превратил нефть в геополитическое оружие, позволяющее эффективно отстаивать национальные интересы. В период 1960-1970-х годов Иран стал важным участником глобального рынка нефти, который в состоянии самостоятельно определять правила игры на нем.

1. Barack Obama - Iran Nuclear Agreement Announcement. – URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2024). – Текст : электронный.

2. 1951: Refinery opens as oil row continues. BBC News. 14 sep. 1951. URL: >>>> (дата обращения 17.01.2022).

3. Уразов А.М. Время перемен. Эволюция внешней политики США и Великобритании на Большом Ближнем Востоке в первые десятилетия холодной войны / А.М. Уразов. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 419. : илл. + [16 вкл.]. – (Политика). С. 33-34.

4. Алиев С.М. История Ирана. XX век / Алиев Салех Мамедоглы; Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. 248.

5. Foreign Relations of the United States, 1952–1954, Iran, 1951–1954, Volume X - Office of the Historian. – URL: >>>> (дата обращения: 10.08.2023). – Текст : электронный.

6. A Documentary History of the Petroleum Reserves Corporation, 1943-1944: Prepared for the Use of Subcommittee on Multinational Corporations of the Committee on Foreign Relations, United States Senate. A Documentary History of the Petroleum Reserves Corporation, 1943-1944 / Google-Books-ID: HC3QAAAAMAAJ. – U.S. Government Printing Office, 1974. – 130 p.

7. Жуков С., Резникова О. Иран на мировом рынке нефти. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 11. С. 26.

8. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Дэниел Ергин ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2022. С. 504.

9. Abrahamian E. A history of modern Iran / E. Abrahamian. – Second edition, revised and updated. – New York : Cambridge University Press, 2018. С. 123.

10. OPEC : Brief History. – URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024). – Текст : электронный.

11. MIDDLE EAST OIL - CIA document. – URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2024). – Текст : электронный.

12. Уолд Э. SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира / Эллен Р. Уолд; Пер. с англ. П. Миронова. – М.: Альпина ПРО, 2023. – 272 с.

13. Чувахина Л. Г. Становление и развитие энергетического сектора Ирана / Л. Г. Чувахина // Горизонты экономики. – 2023. – № 2(75). – С. 73.

14. Foreign Relations of the United States, 1969–1976, Volume XXXVI, Energy Crisis, 1969–1974 - Office of the Historian. – URL: >>>> (дата обращения: 29.02.2024). – Текст : электронный.

15. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Дэниел Ергин ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2022. С. 673.

1. Алиев, Салех Мамедоглы История Ирана. XX век / Алиев Салех Мамедоглы; Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - 648 с.

2. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Дэниел Ергин; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2022.

3. Жуков С., Резникова О. Иран на мировом рынке нефти. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 11, сс. 26-37.

4. Уолд Э. SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира / Эллен Р. Уолд; Пер. с англ. П. Миронова. – М.: Альпина ПРО, 2023. – 272 с.

5. Чувахина Л.Г. Становление и развитие энергетического сектора Ирана / Л. Г. Чувахина // Горизонты экономики. – 2023. – № 2(75). – С. 71-78. – EDN JYDZVD.

6. Abrahamian E. A history of modern Iran / E. Abrahamian. – Second edition, revised and updated. – New York : Cambridge University Press, 2018. – 243 с.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. A Documentary History of the Petroleum Reserves Corporation, 1943-1944: Prepared for the Use of Subcommittee on Multinational Corporations of the Committee on Foreign Relations, United States Senate. A Documentary History of the Petroleum Reserves Corporation, 1943-1944 / Google-Books-ID: HC3QAAAAMAAJ. – U.S. Government Printing Office, 1974. – 130 p.

.

.

.

 (дата обращения: 28.03.2024). – Текст : электронный.

 (дата обращения: 16.03.2024). – Текст : электронный.

stm  (дата обращения 17.03.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх