Исследование способностей руководителя научного коллектива в истории советской психологии

 
Код статьиS020595920023646-6-1
DOI10.31857/S020595920023646-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Иркутск, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 6
Страницы66-75
Аннотация

По результатам анализа работ, выполненных в рамках социальной психологии науки, делается вывод о недостаточной разработанности проблемы способностей руководителей научных коллективов. Обосновываются возможности, представляются и обсуждаются результаты историко-психологического контент-аналитического исследования свидетельств о личности и научном творчестве ведущих организаторов советской психологической науки. На материале воспоминаний учеников и коллег Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева выделены виды способностей руководителя научного коллектива. Предложена модель, включающая пять видов способностей, составляющих два блока, связанные, во–первых, с порождением нового научного знания (умственные и творческие способности), а, во–вторых, с организацией социально-ценной деятельности научного коллектива (педагогические, организаторские и морально-этические способности). Получены данные, свидетельствующие в пользу ведущего значения творческих способностей руководителей советских психологов для реализации ими исследовательского и организационного блоков ролевого поведения в научном коллективе. Выявлено, что значительное внимание в свидетельствах учеников и коллег уделяется педагогическим и морально-этическим способностям ведущих организаторов отечественной психологической науки. Советские психологи обретали в своих научных руководителях нравственный идеал, вдохновлявший, направлявший и объединявший их на основе ценностей социальной и личной ответственности ученого перед коллективом.

Ключевые словасоциальная психология науки, история психологии, способности научного руководителя, советская психология, история советской психологии, научный коллектив
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00675.
Дата публикации22.12.2022
Кол-во символов30842
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 215

Оценка читателей: голосов 0

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Флинта, 1998.

2. Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 67−75.

3. Белкин П.Г., Емельянов Н.Е., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987.

4. Библер В.С. Две встречи с С.Л. Рубинштейном // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 315−317.

5. Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971.

6. Бодалёв А.А. Психологическая наука глазами ветерана // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 130−131.

7. Будилова Е.А. На рубеже веков: Очерки истории русской психологии конца XIX – начала XX века / Под общ. ред. В.И. Белопольского, А.Л. Журавлёва. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.

8. Власова Т.А. Выступление на заседании Ученого Совета НИИ дефектологии АПН РСФСР, посвященном 70-летию со дня рождения Л.С. Выготского // Архив НИИ дефектологии. 1966. Т. 27. № ХII.

9. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996.

10. Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве: 1891−1916. Статьи по философии и психологии. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1916.

11. Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И. Челпанове // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 84−96.

12. Журавлёв А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 122−131.

13. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 тт. Л.: б.и., 1991. Т. 2. Ч. 1. 880 с.

14. Карцев В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1984.

15. Лисенкова В.П. Выдающийся советский психолог Б.Г. Ананьев (К 75-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 134−138.

16. Логинова Н.А. Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

17. Логинова Н.А. Б.Г. Ананьев как педагог высшей школы (к столетию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 1. С. 19−23.

18. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

19. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография / под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

20. Мунипов В.М. В.М. Бехтерев (1857−1927). М.: Медицина, 1969.

21. Мясищев В.Н. Вступительная статья // Бехтерев В.М. Избранные произведения (статьи и доклады). М.: Медгиз, 1954. С. 3−20.

22. Осипов В.П. Бехтерев. М.: Медгиз, 1947.

23. Петровский А.В. Короткие встречи // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 310−315.

24. Пинес Л.Я. Описание мозга академика В.М. Бехтерева // Проблема борозд и извилин в морфологии мозга: сб. ст. / Под ред. Л.Я. Пинес. Л.: тип. им. Евг. Соколовой, 1934. С. 49−70.

25. Полянский Ю.И. Несколько слов о коллеге по пединституту // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 294−295.

26. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126−135.

27. Розов А.И. Взгляд со стороны // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 322−330.

28. Рыбников Н.А. Из автобиографии Н.А. Рыбникова – одного из первых сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 11−19.

29. Эльконин Д.Б. Из выступления на расширенном заседании Ученого Совета НИИ ОПП 14/XI 1966 г. // Архив НИИ ОПП АПН СССР. Ф. 82. Oп. 1. Ед. хр. 397.

30. Юревич А.В. Социальная психология научной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

31. Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40−53.

32. Ярошевский М.Г. Четверть века с выдающимся психологом // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 280−293.

33. Carré D. Towards a cultural psychology of science // Culture & Psychology. 2019. V. 25. No. 1. P. 3−32.

34. Creative Knowledge Environments. The Influences on Creativity in Research and Innovation / Ed. by S. Hemlin, C.M. Allwood & B. Martin. Cheltenham – Northampton: Edward Elgar Publishing, 2004.

35. Feist G.J. The psychology of scientific thought and behavior // The Psychologist. 2013. 26(12). P. 864−867.

36. The Social Psychology of Science / Ed. by W.R. Shadish, S. Fuller. N.Y. – L.: The Guilford Press, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх