Протестные настроения российского крестьянства в начале ХХ в. как фактор деструктивного влияния на стабильное развитие общества

 
Код статьиS241436770029520-2-1
DOI10.37490/S241436770029520-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант первого года обучения
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: 180000 г. Псков, пл. Ленина, д. 2
Должность: Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: 180000 г. Псков, пл. Ленина, д. 2
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 32
Аннотация

Статья посвящена такой проблеме развития общества Российской империи начала ХХ в., как протестные настроения русских крестьян. Будучи большинством населения России, крестьянство объективно влияло на путь развития страны. Протестные настроения крестьян, безусловно, были одними из важных элементов, повлиявших на деструктивные процессы в Российской империи. В статье обращается внимание на мотивацию крестьянского протеста и ставится вопрос об исторической ответственности крестьянства за катастрофу 1917 г.

Ключевые словакрестьянство, стабильность, безопасность, протестные настроения, крестьянское движение, Первая российская революция (1905–1907 гг.), Великая российская революция 1917 г
Получено02.01.2024
Дата публикации30.06.2024
Кол-во символов13730
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Крестьянство в России начала ХХ в. представляло собой подавляющее большинство населения страны. От отношения крестьянства к власти во многом зависело стабильное развитие общества. П. П. Марченя рассматривал «крестьянское сознание» как направляющий фактор общественной жизни (и в т.ч. протеста) начала ХХ в. в России. Согласно автору, крестьяне определяли суть, качество исторического процесса. В этой связи, ключевым термином для характеристики социальной истории России начала ХХ в. становится «крестьянственность», предложенный В. В. Бабашкиным, и означающий базовую ментальную характеристику населения России. Предложенная П. П. Марченя концепция исходит из утверждения, что в России существовало как минимум три системных кризиса или «смуты»: в XVII в., в 1917 г. и в 1990-х гг. В этих кризисах весомую роль играло крестьянство (в 1990-х гг., по мнению автора концепции, хотя крестьянства уже не было, но ещё сохранялась «крестьянственность»). Изменения в «крестьянском сознании» и в «крестьянственности» рассматриваются исследователем одновременно как причина дестабилизации и стабилизации общества. Важными становятся категории «свой – чужой», характеризующие отношение крестьян к власти, их «архаичные координаты». С признанием русским крестьянством власти «чужой», по мнению автора, начинались «смуты» в России [6, с. 136].
2 Согласно В. Г. Бритвину и Д. П. Гавра, общественное мнение не только отражает происходящее вокруг общества, но и существенно воздействует на ситуацию [15, с. 60]. В частности, Д. П. Гавра считал, что противоречия, возникающие в общественном мнении, проходят пять стадий: зарождение, формирование, функционирование, спад и отмирание. Протест органически связан с общественной жизнью и является одним из проявлений общественного мнения. Протест в общественном мнении является диалектическим понятием, постоянным и необходимым для функционирования гражданского общества и государства. Носителями такого протеста выступают идеи, которые обществом воспринимаются только на фоне профессионально-политической деятельности отдельных лидеров [4].
3 Другой исследователь Г. И. Вайнштейн в своей монографии «Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма», в первой главе, посвящённой методологическим проблемам исследования, отмечал, что социальный протест не может существовать без общественного мнения и политического сознания нации [3]. При этом, исходя из его классификации видов протеста, видно, что в основе их лежит неудовлетворённость социальных групп тенденциями к изменениям, если те происходят не в их пользу [15, с. 61].
4 Для комплексного рассмотрения сложного и противоречивого процесса дестабилизации общества невозможно выделить только одну сторону общественного бытия. Бесспорно, что «сознание» существует в тесной связи с окружающей материальной реальностью. В. Г. Бухонов в своей докторской диссертации по философии «Методология проблемы исследования структуры общественного мнения» утверждал, что сложность социально-экономического регулирования отношений толкает государство на изменения во внутренней политике, которые в свою очередь задевают материально-духовные потребности индивида, меняют общественное мнение и провоцируют рост протестных настроений [2].

всего просмотров: 49

Оценка читателей: голосов 0

1. Беседа с председателем Совета министров П.А. Столыпиным // Волга (Саратов). 1909. 1 октября.; Опубл. Зырянов. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992. С. 128–133.

2. Бухонов В.Г. Методологические проблемы исследования структуры общественного мнения. Воронеж, 1980.

3. Вайнштейн, Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма [Текст] / Г.И. Вайнштейн. Москва: Наука, 1990. 312 с.

4. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П. Гавра. СПб.: ИСЭП РАН, 2005. 350 с.

5. Данилов В. П. Крестьянская революция в России, 1902–1922 гг. // Крестьяне и власть. Материалы конференции. Москва–Тамбов, 1996. С. 4–23.

6. Крестьянское сознание как фактор системных кризисов в России (XVII–XX вв.) / П.П.Марченя // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2020. № 10. Т. 1. С. 133–146.

7. Крестьянство и казачество России в условиях революции 1917 г. и Гражданской войны: национально-региональный аспект : монография / редкол.: В. В. Кондрашин, В. А. Юрчёнков (отв. редакторы) [и др.] ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Москва ; Саранск, 2017. 1048 с.

8. Кудинова Ю. В. Особенности, формы и методы участия крестьян Воронежской губернии в общественном движении в 1900–1917 гг.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кудинова Юлия Валерьевна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. Белгород, 2013. 24 с.

9. Медиапроект Стол (2017) «Стол», лекторий «1917», Теодор Шанин: крестьянская община и революция [видео-лекция] // YouTube. 8 мая. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eWaFjoogddM&t=3322s&ab_channel=МедиапроектСтол (дата обращения: 26.09.2023).

10. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 1. 583 с.

11. Осипова Т. В. Крестьянский фронт в гражданской войне // Судьбы российского крестьянства. Москва: РГГУ, 1995. С. 90–162.

12. Первая революция в России. Взгляд через столетие. Авт. коллектив А.П. Корелин, И.М. Пушкарёва, Н.Г. Королёва, С.В. Тютюкин, И.А. Христофоров. М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 554.

13. Сотникова Т. П. Крестьянский протест в России начала XX в.: причины, ход, последствия: автореф. дисс. ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Москва, 2012. 205 с.

14. Сухова О. А. Социальные представления и поведение российского крестьянства в начале XX в. 1902 – 1922 гг.: по материалам Среднего Поволжья : автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02. Самара, 2007. 54 с.

15. Титов В.Ю. Историография изучения протестных настроений в советский период // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. №4 (36). С. 58–66.

16. Шанин Т. Уроки истории и следующая революция: границы политического воображения // Отечественные записки. 2002. № 4. URL: https://strana-oz.ru/2002/4/uroki-istorii-i-sleduyushchaya-revolyuciya-granicy-politicheskogo-voobrazheniya (дата обращения: 26.09.2023).

17. Шацилло В.К. Первая мировая война. 1914–1918. Факты и документы. Москва, 2003. 480 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх