“Anti-Judaism” of Roman Legislation under Constantine the Great

 
PIIS230861810024849-3-1
DOI10.37490/S230861810024849-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: PhD student, St. Petersburg State University, Institute of History
Affiliation: Saint Petersburg State University (SPBU)
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 27
Abstract

The article is devoted to analysis of the problems connected with the campaign of confinement of Jewish proselytism restored by Constantine the Great and reflected in the Roman imperial legislation. The authoralso examines the role of this processas a part of the state policy of Christianization. The research concerns questions about the reasons of occurrence of the laws aimed at limiting the impact of Judaism and Jewish customs in the Empire and traces the process of development of restrictive course provided by the Christian authorities and Jewish reaction on it.

KeywordsJudaism, Constantine the Great, Roman legislation, Christianization, proselytism, antisemitism.
Received07.12.2022
Publication date27.03.2023
Number of characters29132
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Начало IV в. стало поворотным моментом в истории Римской империи. Приход к власти Константина в 306 г. ознаменовал собой начало периода интенсивной христианизации государства. На фоне этих событий длительные и сложные отношения Рима с иудеями также претерпели кардинальные изменения.
2 На протяжении I–III вв. христианство и иудаизм в процессе распространения по территории Римского мира вели между собой своеобразную конкурентную борьбу. Каждая из двух монотеистических религий старалась склонить на свою сторону как можно больше последователей, одновременно предпринимая попытки дискредитировать соперника в глазах последних1. 1. См. детальный обзор данного процесса: Wilken R.L. Judaism and the Early Christian mind. A Study of Cyril of Alexandria's Exegesis and Theology. New Haven and London: Yale University Press, 1971. P. 9-38; Fieldman L. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993. P. 383-415; Simon M. Verus Israel. A Study of the Relations between Christians and Jews in the Roman Empire (AD 135-425). London: The Littman Library of Jewish Civilization, 1996. P. 271-305.
3 О миссионерской направленности иудаизма говорил еще евангелист Матфей (Math. 23:15). Как минимум с середины I в. появляется обширный ряд свидетельств о случаях индивидуального и массового обращения в иудаизм. Кроме «Деяний апостолов» (Act. 13:50; 17:4–10)2, одни из наиболее известных принадлежат перу Иосифа Флавия (Jos. Ant. Jud. XVIII. 3. 5; XX. 2. 1-6; Bell. Jud. II. 20. 2), другие – римским историкам (Tac. Hist. V. 5. 1–3; Dio Cass. LXVII. 14. 1–2; SHA. Carac. 1. 6). В III в. императоры династии Северов были хорошо знакомы с иудейскими традициями (SHA. Heliog. 28. 4; Alex. Sev. 12. 4; 28. 7; 29. 2; 45. 7, 51. 7), что говорит о высокой степени популярности последних. Вероятно, благодаря этому в раввинистической традиции возникла фигура некоего «Антонина» – собирательный образ благочестивого римского императора, принявшего иудаизм. 2. По вопросу о прозелитах в «Деяниях» и миссионерском характере античного иудаизма см.: Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб: «Логос», 2000. С. 25-93.
4 В это время получил распространение жанр полемической беседы христианского проповедника с иудейским – такие сочинения, как, например, «Диалог с Трифоном иудеем» Юстина Мученика, трактат «Против иудеев» Тертуллиана, одноименный труд св. Ипполита Римского, «Три книги свидетельств против иудеев» св. Киприана Карфагенского и т.д. В свою очередь, талмудическая литература содержит огромное количество негативных пассажей, свидетельствующих о презрительном отношении к христианам как отступникам (minim)3 и активной борьбе с ними4. После принятия Медиоланского эдикта чаша весов начала постепенно склоняться в пользу христиан – они получили официальную поддержку государства, что станет видно на примере законодательства5. 3. О категориях «minim» см.: Miller S. The Minim of Sepphoris Reconsidered // The Harvard Theological Review, 1993. Vol. 86, No. 4. P. 377-402.

4. Вавилонский Талмуд. Тос. Санх., 10. 11; Тос. Хул. 2. 19-22. См. также: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. С. 209–214.

5. Подробно о характере законов Константина в области религиозной политики см.: Рудоквас А.Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого. СПб, 2001. URL: http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm (дата обращения: 10.01.2023).
5 Главными пунктами обвинений по отношению к иудеям оставались казнь Иисуса Христа и апостолов, а также содействие в гонениях на христиан (Euseb. Hist. eccl. II. 6. 8; IV. 15. 26-29; V. 8. 10; Vita Const. IV. 27; Lact. Div. inst. IV. 11; 20). Необходимо отметить факт крайней сложности изучения этого периода по причине противоречивости большей части источников и откровенной предвзятости многих авторов. В контексте рассматриваемой темы особую остроту приобретает вопрос о так называемом «христианском антисемитизме».
6 Наиболее важно в данном случае отметить, что антииудейские настроения христианских авторов IV в. некоторые исследователи неразрывно связывают с политической деятельностью Константина. К примеру, В.В. Болотов рассматривает в качестве основной причины принятия некоторых законов, притесняющих иудеев, личную неприязнь императора к «богоубийственному народу»6. А.Г. Грушевой считает, что в данный период общество сделало существенный шаг в сторону современного антисемитизма и интерпретирует антииудейские пассажи философа Лактанция как «теоретическое обоснование» неприятия иудеев7. Р. Рютер рассматривает развитие христианского антииудаизма как отдельной (сугубо религиозной) ветви юдофобии в античности с некоторыми заимствованиями элементов языческого (культурного) антисемитизма, существовавшего задолго до возникновения самого христианства, считая при этом, что именно последнее перенесло антисемитские идеи с теологической почвы на социальную8. 6. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 2. С. 436.

7. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. С. 340–347.

8. Ruether R.R. Faith and Fratricide. The Theological Roots of Anti-Semitism. New York: Seabury Press, 1974. P. 23-30. См. также: Fredriksen P., Irshai O. Christian Anti-Judaism: Polemics and policies // The Cambridge History of Judaism / ed. by S.T. Katz. Cambridge, 2008. Vol. IV. P. 998-1007. См. также: Brustein W. Roots of Hate: Anti-Semitism in Europe before the Holocaust. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 49-94. Тем не менее, вопрос о вкладе Константина в развитие «христианского антисемитизма» оспаривается некоторыми авторами. К примеру, Пол Джонсон считает его толерантным правителем и обвиняет в притеснениях его потомков: Johnson P. A History of the Jews. Harper Perennial, 1988. P. 164-166.

views: 200

Readers community rating: votes 0

1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. Т. VII.

2. Новый Завет на греческом и русском языках. М: Российское Библейское общество, 2002.

3. Талмуд: Мишна и Тосефта. Критический перевод на русский Н. А. Переферковича. СПб.: Сойкин, 1910. Т. 4. 2-е изд.

4. Талмуд: Мишна и Тосефта. Критический перевод на русский Н. А. Переферковича. СПб.: Сойкин, 1905. Т. 5. 2-е изд.

5. Codex Theodosianus. Theodosiani libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis / Texts submitted by A. Koptev. The Roman Law Library. URL: https://droitromain.univ-grenoble-alpes.fr/ ( дата обращения: 05.05.2020).

6. Dio's Roman history, with an English translation by Earnest Cary, PH.D., on the basis of the version of Herbert Baldwin Foster, PH.D. In nine volumes. London W. Heinemann, 1925. Vol. 8.

7. Eusebius. Vita Constantini / ed. F. Winkelmann. Berlin: Akademie-Verlag, 1975.

8. Flavius Josephus. Flavii Iosephi opera. B. Niese. Berlin. Weidmann. 1892.

9. Flavius Josephus. Flavii Iosephi opera. B. Niese. Berlin. Weidmann. 1895.

10. Joannes Chrysostomus. Patrologiae cursus completus: omnium SS. patrum, doctorum scriptorumque ecclesiasticorum. Parisiis: Excudebatur et venit apud J.-P. Migne editorem, 1859. Vol. 48.

11. Lactantius. Institutions divines. Livres I-VI / ed. et trad. par P. Monat, C. Ingremeau. Paris : Йditions du Cerf, 1986-2007.

12. P. Cornelius Tacitus. Annalen. Lateinisch-Deutsch / hrsg. von E. Heller. Dьsseldorf; Zьrich: Artemis & Winkler, 1997. 3. Aufl.

13. Scriptores Historiae Augustae. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1921. Vol. 1.

14. Sententiarum receptarum libri quinque qui vulgo Iulio Paulo adhuc tribuntur / ed. G. Baviera // Fontes iuris Romani antejustiniani. Vol. 2. Florentiae: apud G. Barbera, 1968S.

15. S. Epiphanii episcopi Constantiensis Panaria eorumque Anacephalaeosis. Corpus haereseologicum / ed. F. Oehler. Berolini: Asheri, 1859. T. I. Pars 1.

16. Sozomen. A History of the Church in Nine Books, from A. D. 324 to A. D. 440. A New Translation from the Greek: With a Memoir of the Author. London: Bagster and Sons, 1846.

17. Sueton. Die Kaiserviten. Berьhmte Mдnner. Lateinisch-deutsch / hrsg. von H. Martinet. Berlin; Boston: De Gruyter, 2014. 4. Aufl.

18. Болотов В.В . Лекции по истории древней церкви . М.: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994. Т. 2.

19. Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего / под ред. О. Инбера, В. Шерешевского.Одесса: Изд. кн. маг. Шермана, 1906. Т. 9.

20. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.

21. Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб: «Логос», 2000.

22. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990.

23. Рудоквас А.Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого. СПб, 2001. URL: http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm (дата обращения: 10.01.2023).

24. Avi-Yonah M. The Jews of Palestine: A Political History from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest. Oxford: Basil Blackwell, 1976.

25. Brustein W. Roots of Hate: Anti-Semitism in Europe before the Holocaust. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

26. Edersheim A. History of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusalem under Titus. Edinburgh: T. Constable and Company, 1856.

27. Fieldman L. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton: Princeton University Press, 1993.

28. Fredriksen P., Irshai O. Christian Anti-Judaism: Polemics and policies // The Cambridge History of Judaism / ed. by S.T. Katz. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Vol. IV.

29. Johnson P. A History of the Jews. Harper Perennial, 1988.

30. Lazare B. L'Antisйmitisme, son histoire et ses causes. P., Lйon Chailley, 1894.

31. Lieberman S. Palestine in the Third and Fourth Centuries / The Jewish Quarterly Review, New Series. University of Pennsylvania Press, 1946. Vol. 36, №4. P. 329-370.

32. Miller S. The Minim of Sepphoris Reconsidered // The Harvard Theological Review, 1993. Vol. 86, No. 4. P. 377-402.

33. Neri V. L’ imperatore e gli ebrei in etа tardoantica: la testimonianza della storiografia pagana e cristiana // Polidoro: studi offerti ad Antonio Carile / a cura di G. Vespignani. Spoleto: Fondazione Centro italiano di studi sull'al to Medioevo, 2013. Vol. 1. P. 37– 58.

34. Parkes J. The conflict of the Church and Synagogue: A Study in the Origins of Antisemitism. ACLS Humanities E-Book, 2008.

35. Ruether R. Faith and Fratricide. The Theological Roots of Anti-Semitism. New York: Seabury Press, 1974.

36. Sanzo J.E., Boustan R. Mediterranean Jews in a Christianizing Empire // The Cambridge Companion to the Age of Attila / ed. M. Maas. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.

37. Seaver J.E. Persecution of the Jews in the Roman Empire (300– 438). —Lawrence: University of Kansas Publications, 1952.

38. Seek O. Die Zeitfolge der Gesetze Constantins // Zeitschrift der Savigny-Stiftung fьr Rechtsgeschichte. Romanistische Abteilung. 1889. Bd. 10.

39. Simon M. Verus Israel. A Study of the Relations between Christians and Jews in the Roman Empire (AD 135-425). London: The Littman Library of Jewish Civilization, 1996.

40. Smallwood E.M. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. Leiden: Brill, 1976.

41. Stark R. The Rise of Christianity. How the obscure, marginal Jesus movement became the dominant religious force in the Western world in a few centuries. Princeton: Princeton University Press, 1997.

42. Stemberger G. Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century. —Edinburgh: A&C Black, 2000.

43. The Jews in Roman Imperial Legislation / ed., introd., trans. and comm. By A. Linder. Detroit: Wayne State UP; Jerusalem: Israel Academy of Sciences and Humanities, 1987.

44. Wilken R.L. Judaism and the Early Christian mind. A Study of Cyril of Alexandria's Exegesis and Theology. New Haven and London: Yale University Press, 1971.

Система Orphus

Loading...
Up