«Хоша бы и с Томска Бог вынес, а там домашнее дело»: дорожная повседневность купцов и работников Российско-американской компании в первой половине XIX в.

 
Код статьиS230861810023696-5-1
DOI10.37490/S230861810023696-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

Статья посвящена анализу комплекса представлений и практик, связанных с дорожной повседневностью в первой половине XIX в. В работе использованы опубликованные и архивные документы личного происхождения, преимущественно личные и деловые письма. Часть источников впервые вводится в научный оборот и хранится в АВПРИ и ГАПК. В этих документах описаны ситуации, которые происходили с купцами и работниками Российско-американской компании во время их деловых поездок. Основное внимание в статье уделяется социокультурным аспектам дороги: дорожным взаимодействиям, общению, символике дороги. В ходе исследования анализируются знаковые элементы дорожного образа жизни: значимые события, места, ситуации.

Ключевые словаантропология дороги, дорожная инфраструктура, купцы, Российско-американская компания
Источник финансированияИсследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ
Получено17.09.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов19139
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В начале декабря 1806 г. первенствующий директор Российско-американской компании Михаил Булдаков получил письмо из Великого Устюга от своего родственника Ивана Осиповича Булдакова. В этом письме были такие строки: «Что-то такое тяжелое накопилось, уже и в дороги не так, как прежде рачително збираюсь. Подумываю, да и много раз, хотя б и к вам побывать, да воображение мыслеи отягощает, а по-прежнему, кажетца, на порожнее слетал бы»1. Иван Осипович жаловался на здоровье, но при этом выражал желание побывать в гостях у Михаила Матвеевича в Петербурге «на порожнее»: то есть без обоза с товарами, что было нехарактерно для представителей купеческого сословия, редко отправлявшихся в дальние поездки налегке. Уроженец Великого Устюга Михаил Булдаков происходил из известной в этом городе купеческой семьи, о которой в конце XVIII в. знали за пределами Русского Севера. Сначала отец Михаила Булдакова, а позже он сам вместе с братьями и родственниками вел торговые дела в Архангельске, Ирбите, Тобольске, Иркутске, Якутске, Охотске, Кяхте2. В этот период Великий Устюг и Сибирские города связывала торговая дорога — Сибирский тракт3. 1. Письма Ивана Осиповича Булдакова из Великого Устюга Михаилу Матвеевичу Булдакову в Санкт-Петербург. № 138. О своем здоровье: «...случаетца иного дни на силу и розворочеюсь» // Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный архив Вологодской области [Ф. Я. Коновалов, Ю. С. Егорова и др.; под ред. Ф. Я. Коновалова]. Вологда, 2018. С. 201.

2. Чебыкина Г. Н. История купеческой семьи Булдаковых в Великом Устюге //Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования. C. 257

3. Чебыкина Г. Н. Устюжане в Русской Америке. Режим доступа: URL: >>>> (Дата обращения: 25.09.2022)
2 Статья посвящена изучению представлений, связанных с дорожной повседневностью в первой половине XIX в. Дорога играла ключевую роль в разных направлениях деятельности Российско-американской компании. Организация перевозки товаров, направление работников компании к месту службы в Сибирь и на Дальний Восток относились к числу важных задач этой организации. Поэтому в личной и деловой переписке наряду с другими сведениями часто можно обнаружить свидетельства, характеризующие дорожную повседневность. В историографии тема дорожной повседневности купцов и служащих компании предметно не изучалась. Некоторые аспекты антропологии дороги рассматривались в работах А. Н. Ермолаева4, А. Ю. Петрова5, И. Виньковецкого6. Монография Д. Н. Копелева посвящена участию Российского флота в освоении и изучении Мирового океана7. В качестве источников в статье использованы деловые и личные письма купцов, мещан, чиновников, состоявших на службе в Российско-американской компании или являвшихся близкими родственниками директоров. Часть документов впервые вводится в научный оборот. Нужно отметить, что комплекс личных и деловых писем хранится в АВПРИ, РГАДА, ГАВО, ГИМ, ГАПК и до сих пор в полном объеме не привлекался исследователями. Часть этих документов относительно недавно была опубликована8. 4. Ермолаев А. Н. Российско-американская компания в Сибири и на Дальнем Востоке (1799–1871 гг.) / А. Н. Ермолаев; под ред. В. А. Волчека, А. Ю. Петрова. Кемерово, 2013.

5. Петров А. Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799–1867). М., 2006.

6. Виньковецкий И. Русская Америка: заокеанская колония континентальной империи: 1804–1867. М., 2015.

7. Копелев Д. Н. От мыса Головнина к Земле Александра I: российские кругосветные экспедиции в первой половине XIX века. М., 2021.

8. См.: Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования/Вологод. гос. историко-архитектур. и художеств. Музей-заповедник, Гос. архив Вологод. обл.; [Ф. Я. Коновалов, Ю. С.Егорова и др.; под ред. Ф. Я. Коновалова]. Вологда: Древности Севера, 2018. 412 с.; От Кунгура до Русской Америки: маршрутами Кирилла Хлебникова: сб.док. / сост. А. В. Глушков, науч. ред., Д. С. Катаев, Ю. А. Кашаева, И. В. Киреев, М. Н. Лещев; Государственный архив Пермского края. Пермь, 2019.
3 Личные письма не всегда позволяют реконструировать все аспекты антропологии дороги. Такие важные, с точки зрения Т. Б. Щепанской9 элементы социальной регуляции в дороге как стереотипы и нормы поведения, а также представления и символические системы, определявшие эти нормы, не могут быть в полной мере изучены только на основе писем. Дело в том, что в личной и деловой корреспонденции, в отличие от дневников, как правило, фиксировались актуальные на момент написания сведения. Поэтому свидетельства о дороге появлялись на страницах писем, если были связаны с деловыми задачами, родственными отношениями, или, по какой-то причине вызвали у автора письма эмоциональный отклик. 9. См.: Щепанская Т. Б. Культура дopoги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М., 2003. С. 10.

всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

1. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 341. Оп. 888. Д. 545.

2. Виньковецкий И. Русская Америка: заокеанская колония континентальной империи: 1804–1867. М., 2015.

3. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.445. Оп.1. Д.182.

4. Ермолаев А. Н. Российско-американская компания в Сибири и на Дальнем Востоке (1799–1871 гг.) / Под ред. В. А. Волчека, А. Ю. Петрова. Кемерово, 2013.

5. Колпаков М. Ю., Михеев Д. В. Дорожная повседневность Псковского пограничья на заре Петровской эпохи // Genesis: исторические исследования. 2022. № 5. С. 30–42. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.5.38145 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38145.

6. Копелев Д. Н. От мыса Головнина к Земле Александра I: российские кругосветные экспедиции в первой половине XIX века. М., 2021.

7. От Кунгура до Русской Америки: маршрутами Кирилла Хлебникова: сб. док. / сост. А. В. Глушков, науч. ред., Д. С. Катаев, Ю. А. Кашаева, И. В. Киреев, М. Н. Лещев; Государственный архив Пермского края. Пермь, 2019.

8. Петров А. Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М., 2006.

9. Российский государственный архив Древних актов (РГАДА). Ф. 1605. Оп.1. Д. 192, 195.

10. Чебыкина Г. Н. Великоустюгское купечество: страницы повседневной жизни в конце XVIII-первой половине XIX в. // Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник, Государственный архив Вологодской области / Ф. Я. Коновалов, Ю. С. Егорова и др.; под ред. Ф. Я. Коновалова. Вологда, 2018. С. 317–336.

11. Чебыкина Г. Н. История купеческой семьи Булдаковых в Великом Устюге // Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник, Государственный архив Вологодской области / Ф. Я. Коновалов, Ю. С. Егорова и др.; под ред. Ф. Я. Коновалова. Вологда, 2018. C. 246–272.

12. Чебыкина Г. Н. Устюжане в Русской Америке. Режим доступа: URL: https://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/08_5.html. (Дата обращения: 25.09.2022)

13. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003.

14. Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник, Государственный архив Вологодской области / Ф. Я. Коновалов, Ю. С. Егорова и др.; под ред. Ф. Я. Коновалова. Вологда, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх