Конфликт 1929 г. на КВЖД в освещении зарубежной прессы (по материалам архива внешней политики Российской Федерации)

 
Код статьиS230861810023627-9-1
DOI10.37490/S230861810023627-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Ведущий научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

В статье анализируются отложившиеся в Архиве внешней политики Российской Федерации материалы зарубежной прессы, касающиеся советско-китайского конфликта 1929 г. на КВЖД. Документы представляют собой рефераты статей периодической печати, информационных агентств. Их анализ позволяет выявить особенности взглядов зарубежных политических кругов на конфликт и его участников — СССР и Китайской Республики, охарактеризовать мнение ведущих мировых держав относительно международного значения конфликта.

Ключевые словаСССР, Китайская Республика, советско-китайский конфликт 1929 г., Китайско-восточная железная дорога.
Получено19.09.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов30322
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге 1929 г. является важным событием в советско-китайских отношениях межвоенного периода. Оно практически сразу же привлекло внимание как государств, находящихся в непосредственной близости событий, так и политических сил Европы, а также США. Помимо переписки политических деятелей он активно освещался в периодической печати того времени. Руководство Советского Союза пристально следило за появлявшимися в зарубежной печати публикациями на эту тему.
2 Событиям, развернувшимся на советско-китайской границе в 1929 г., в том числе, их освещению в средствах массовой информации посвящено значительное количество исследований1. Однако обращение к недоступным ранее документам, в частности, сводкам телеграмм иностранных корреспондентов и их анализ позволяет раскрыть новые факты данного события и дать им более взвешенную оценку, а также показать сформировавшийся в представлении зарубежного сообщества образ советской внешней политики и ССССР в целом. 1. См. например: Дацышен В. Г. Советско-японские отношения во время конфликта на КВЖД 1929 г. // Японские исследования. 2016. № 1. С. 6–19; Дацышен В. Г. РККА в советско-китайском противостоянии летом 1929 года в районе Саньчакоу // Военно-исторический журнал. 2017. № 5. С. 14–19; Жуматий В. И. «Пусть они бегут и рассказывают другим, что на советскую землю нападать нельзя». К 90-летию вооружённого конфликта на КВЖД // Военно-исторический журнал. 2019. № 10. С. 4–13; Конфликт на КВЖД. Из истории Советских Вооруженных Сил / Под ред. В.П. Зимонина. Хабаровск, 1989; Кротова М. В. Конфликт на КВЖД 1929 г.: информационная война и политические настроения русских в Маньчжурии // Вестник РГГУ. 2013. № 10. С. 85–9; Кротова М. В. Из истории конфликта на КВЖД: китайский концентрационный лагерь для советских граждан // >>>> . 2013. № С. 33–47; Крюков В. М., Крюков М. В. КВЖД 1929: Взрыв и эхо. М., 2017. 624 с.; Кулагин В. М., Яковлев Н. Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970. 190 с.; Смирнов С. В. Советско-китайский конфликт1929 г. и русская военная эмиграция // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175). С. 9–22; Пастухов А. М. Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть. М., 2022. 576 с.; Советско-китайский конфликт 1929 г. Сборник документов. М., 1930. 89 с. и др.
3 Советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге 1929 г. стал крупнейшим после образования СССР. Ему предшествовала серия инцидентов как на самой КВЖД, так и вдоль советско-китайской границы от ее среднеазиатской части до дальневосточной. СССР и Китай оказывались на грани войны еще с 1924 г.2 В 1929 г. ситуация достигла своего пика. Инциденты на дороге и вокруг нее стали регулярными. Большинство из них сопровождались арестами советских граждан: к маю 1929 г. число арестованных составило более 2000 чел. Арестованные граждане СССР содержались в невыносимых условиях, более десяти человек были убиты. 31 мая 1929 г. СССР потребовал освободить всех арестованных и вернуть захваченное имущество, в ответ китайские дипломаты начали покидать Советский Союз. 13 июля Л. М. Карахан направил в Мукден и Нанкин ноту протеста, в которой указывалось на незаконность действий китайских властей, движение маньчжурских войск к советской границе, и осуществление подготовки к вооруженным действиям против СССР отрядов из белогвардейцев. В связи с этим СССР заявил решительный протест и обратил внимание китайской стороны на серьёзность положения. Л.М. Карахан выражал готовность советской стороны решить конфликт мирным путём, если граждане СССР будут освобождены, а противоправные действия прекращены. 16 июля китайская сторона прислала ответ на ноту Карахана, в котором говорилось о том, что Китайское правительство вынуждено пойти на меры по поддержанию общественного порядка, и действия властей северных провинций являются ответными мерами на противоправные действия советской стороны. Там же указывалось, что в СССР были арестованы без предъявления обвинений тысячи китайских эмигрантов и торговцев, а тысячи оставшихся на свободе китайцев поставлены в условия, в которых они не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь. Китай соглашался отпустить советских служащих КВЖД, если СССР отпустит всех китайских граждан, арестованных по политическим мотивам. 17 июля 1929 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем. 20 июля нанкинское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с СССР. 22 июля поверенный мукденского правительства по иностранным делам в Харбине Цай Юньшэн, обратился к советскому генеральному консулу в Харбине Б. Н. Мельникову и предложил соглашение: советские служащие КВЖД будут освобождены, а конфликтная ситуация решена в порядке переговоров. В течение нескольких недель советская и китайская сторона обменивались депешами, но безрезультатно. 6 августа 1929 г. Реввоенсовет СССР издал приказ о создании Особой Дальневосточной армии (ОДВА) под командованием командарма В. К. Блюхера. По данным В. Г. Дацышена, численность советских войск на территории Дальневосточного края к 31 июля 1929 г. составляла 52,5 тысяч человек, 249 орудий, 9 танков, 70 самолётов (без учёта пограничных войск)3. С середины августа начались постоянные перестрелки на советско-китайской границе. Параллельно между китайским и советским правительствами продолжались обмены нотами протеста. 12 октября части Отдельной Дальневосточной армии начали Сунгарийскую наступательную операцию, 30 октября — Фугдинскую, а 17 ноября — Маньчжуро-Чжалайнорскую. В результате была окружена и разгромлена крупная группировка китайских войск на северо-западном участке КВЖД, непосредственно примыкающем к территории СССР. 22 декабря 1929 г. был подписан Хабаровский протокол, урегулировавший положение на границе. 2. Подробнее см.: Дацышен В.Г. «Конфликт на КВЖД 1926 г.» и «Конфликт на КВЖД 1929 г.:» сравнительно-исторический анализ советской политики // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 4. С. 67–82; Кротова М.В. Пути урегулирования советско-китайских конфликтов на КВЖД в 1920-е гг. // Псковский военно-исторический вестник. Псков: Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Псковской области, 2016. 268 с. Вып. 2. С. 158–165; Наземцева Е.Н. На пороге войны: причины и последствия увольнения русских служащих с Китайской Восточной железной дороги в 1925 г. // Российская история. 2018. № 1. С. 109–118.

3. Дацышен В. Г. РККА в советско-китайском противостоянии летом 1929 года в районе Саньчакоу // Военно-исторический журнал. 2017. № 5. С. 14.

всего просмотров: 227

Оценка читателей: голосов 0

1. АВП РИ. Ф. 04. Оп. 22. П. 182. Д. 275.

2. Советско-китайский конфликт 1929 г. Сборник документов. М., 1930.

3. Дацышен В. Г. «Конфликт на КВЖД 1926 г.» и «Конфликт на КВЖД 1929 г.»: сравнительно-исторический анализ советской политики // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 4. С. 67–82.

4. Дацышен В. Г. РККА в советско-китайском противостоянии летом 1929 года в районе Саньчакоу. // Военно-исторический журнал. 2017. № 5. С. 13–19.

5. Дацышен В. Г. Советско-японские отношения во время конфликта на КВЖД 1929 г. // Японские исследования. 2016. № 1. С. 6–19.

6. Жуматий В. И. «Пусть они бегут и рассказывают другим, что на советскую землю нападать нельзя». К 90-летию вооружённого конфликта на КВЖД // Военно-исторический журнал. 2019. № 10. С. 4–13.

7. Конфликт на КВЖД. Из истории Советских Вооруженных Сил / Под ред. В. П. Зимонина. Хабаровск, 1989.

8. Кротова М. В. Из истории конфликта на КВЖД: китайский концентрационный лагерь для советских граждан // Новый исторический вестник. 2013. № С. 33–47.

9. Кротова М. В. Конфликт на КВЖД 1929 г.: информационная война и политические настроения русских в Маньчжурии // Вестник РГГУ. 2013. № 10. С. 85–89.

10. Кротова М. В. Пути урегулирования советско-китайских конфликтов на КВЖД в 1920-е гг. // Псковский военно-исторический вестник. Псков: Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Псковской области, 2016. 268 с. Вып. 2. С. 158–165.

11. Крюков В. М., Крюков М. В. КВЖД 1929: Взрыв и эхо. М., 2017.

12. Кулагин В. М., Яковлев Н. Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970.

13. Наземцева Е. Н. На пороге войны: причины и последствия увольнения русских служащих с Китайской Восточной железной дороги в 1925 г. // Российская история. 2018. № 1. С. 109–118.

14. Пастухов А. М. Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть. М., 2022.

15. Плотникова К. Беспредметное искусство // Миссия. 6 марта 2015 https://missiya.info/articles/5088?ysclid=l8bjmaebde461766889 Дата обращения: 21.09.2022.

16. Смирнов С. В. Советско-китайский конфликт1929 г. и русская военная эмиграция // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175). С. 9–22.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх