Строительство железной дороги Сталинград — Саратов и её роль в организации контрнаступления советских войск в период Сталинградской битвы

 
Код статьиS230861810023598-7-1
DOI10.37490/S230861810023598-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Москва, ул. Гурьянова 43 кв. 61
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

Статья посвящена истории строительства в период Сталинградской битвы железной дороги Сталинград-Саратов, имевшей важное стратегическое значение для эвакуации предприятий и организации контрнаступления советских войск под Сталинградом. В статье на основании рассекреченных архивных документов показаны тяжелые условия труда заключенных ГУЛАГа, благодаря героическому труду которых новая рокада была построена досрочно, несмотря на сокращение сроков строительства.

Ключевые словаСталинградская битва, транспортные коммуникации, железная дорога Сталинград-Саратов.
Источник финансированиянет
Получено06.10.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов14446
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В силу засекреченности большинства документов, в советской историографии Сталинградской битвы отражался лишь сам факт строительства железнодорожных магистралей, сыгравших заметную роль в этом сражении, а также роль отдельных партийных организаций районов Сталинградской области и Астраханского округа. В первую очередь, речь идет о публикациях, связанных с изучением стратегического значения построенных в этот период железных дорог, к которым относятся «Волжская рокада» (точнее ее часть по маршруту Иловля-Петров Вал-Саратов протяженностью 340 км), Кизляр-Астрахань — единственная к 1942 году железнодорожная ветвь, связывавшая Кавказ с остальными районами страны, а также Урбах — Астрахань, участки Балашов — Камышин, Гумрак — Причальная, Сталинград — Владимировка.
2 Активная деятельность гражданских и военных властей в реализации широкомасштабных по меркам Сталинградской области проектов связана с неразвитостью железнодорожной сети региона. В период Сталинградской битвы с правобережной стороны к городу подходили всего три однопутные линии, которые в ходе сражения были противником перерезаны. Изначально, до войны, их пропускная способность была низкая. Поэтому в 1941–1942 гг. накануне битвы и в ходе ее возникла необходимость строительства новых магистралей по снабжению армии военными грузами и эвакуации оборудования промышленных предприятий на Восток. В районе Сталинграда действовали только три железнодорожных парома, которые были уничтожены авиацией люфтваффе 23 августа 1942 г. С этого момента основные надежды у руководства страны возлагались на быстрое строительство усилиями заключенных Главного управления исправительно-рудовых лагерей (ГУЛАГ) Волжской (Саратовской) рокадной дороги.
3 19 января 1942 г. нарком путей сообщения СССР Лазарь Моисеевич Каганович в своей докладной записке на имя Иосифа Виссарионовича Сталина привел основные расчеты по строительству железной дороги Сталинград — Саратов — Сызрань по правому берегу Волги с необходимостью строительства шести крупных и около 800 малых мостов. Стоимость проекта в документе обозначена в 500 млн руб1. 1. Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 644, Оп. 2, Д. 34, Л. 116-117.
4 23 января 1942 г. Государственным Комитетом обороны было принято Постановление №1190с «О строительстве железной дороги Сталинград-Саратов-Сызрань-Ульяновск». Согласно документу, проектирование и строительство дороги от Сталинграда до Саратова, протяженностью 430 км, возлагалось на НКВД, а 470 км от Саратова до Ульяновска — на НКПС. В документе обозначен крайний срок открытия сквозного движения рабочих поездов — декабрь 1942 г. Осознавая трудности и сжатые сроки, отдельно в документе указывались разрешения на укладку непропитанных шпал, устройство деревянных мостов и другие облегченные технические условия работ2. 2. РГАСПИ. Ф. 644, Оп. 2, Д. 34, Л. 113-114.
5 В ходе проектных работ, в целях уменьшения затрат при строительстве множества объектов и сокращения сжатых сроков ввода дороги в эксплуатацию, был отвергнут первый вариант проекта, предполагавший строительство дороги вдоль Волги. Учитывая ряд преимуществ альтернативного варианта проекта, коллектив инженеров Главного управления железнодорожного строительства НКВД во главе с инженер-полковником Ф. А. Гвоздевским настояли на строительстве рокады вдоль параллельного притока Дона — р. Иловля3. 3. Опалев М. Н. Вклад строителей железнодорожной магистрали «Сталинград-Саратов» в победу на Волге // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 106.

всего просмотров: 230

Оценка читателей: голосов 0

1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 2115сч. Оп. 3. Д. 27. Л. 15-16.

2. Научный архив Института российской истории РАН (НА ИРИ РАН). Ф. 2, Р. 3, Оп. 5, Д. 22, Л. 22об.

3. Правда. 18 сентября 1943 г. № 232 (9368).

4. РГАСПИ. Ф. 644, Оп. 2, Д. 34, Л. 113-114.

5. РГАСПИ. Ф. 644, Оп. 2, Д. 34, Л. 116-117.

6. РГАСПИ. Ф. 644, Оп. 2, Д. 80, Л. 112-113

7. РГАСПИ. Ф. 644, Оп. 2, Д. 80, Л. 115.

8. Болотов Н. А., Опалев М. Н. Участие железнодорожников в Сталинградской битве: неизвестные страницы // Вторая мировая война и послевоенная демократия: по материалам междунар. науч. симпозиума и дискуссий по проблеме «Итоги Второй мировой войны и судьбы демократии в послевоенном мире», состоявшихся в 2005-2008 гг. в Волгограде. Волгоград, 2009. С. 178-179.

9. Захарченко А. В., Солдатова О. Н. Волжская рокада и железнодорожное строительство в Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Самара, 2014.

10. Опалев М. «Сталинградский БАМ» без грифа секретности. Строительство железной дороги Сталинград-Саратов // Родина. 2011. № 6. С. 37–38.

11. Опалев М. Н. Вклад строителей железнодорожной магистрали «Сталинград-Саратов» в победу на Волге // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 105–109.

12. Солдатова О. Н. Документы филиала РГАНТД - свидетельство трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник архивиста. № 2. 2011. С. 57–71.

13. Тесельская И. П. Дальневосточный участок Транссиба в годы Великой Отечественной войны // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 1. С. 88–94.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх