Советская пресса 1965 г. об участии США в войне во Вьетнаме: специфика фотообраза врага

 
Код статьиS230861810023092-1-1
DOI10.37490/S230861810023092-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Исполнитель по гранту
Аффилиация: РГПУ им.Герцена, СПбГУ (старший преподаватель)
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 25
Аннотация

В статье рассматривается формирование и функционирование образа врага в контексте идеологического противостояния времен Холодной войны. Материал исследования – фотографии, представленные в официальной советской прессе (газеты «Известия» и «Правда») в 1965 г. и иллюстрирующие материалы, посвященные войне во Вьетнаме. Цель статьи – выявить и описать основные элементы, из которых складывался образ врага в рамках освещения прессой военных действий. Концептуальная рамка исследования предполагает обращение к теории фотографии, которое позволяет прояснить, как фотографические изображения используются в механизмах конструирования дискурса Холодной войны, какую функцию они выполняют в общей риторике, как и за счёт чего формируется их значение. 

Ключевые словафотография, война во Вьетнаме, Холодная война, Вальтер Беньямин, интерпретация фотоизображения, советская пресса
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00305, https://rscf.ru/project/22-18-00305/ «Образы врага в массовой культуре Холодной войны: содержание, современная рецепция и использование в символической политике России и США».
Получено29.06.2022
Дата публикации20.09.2022
Кол-во символов24018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение
2 Война во Вьетнаме длилась почти двадцать лет; в рамках дискурсивных стратегий Холодной войны этот конфликт, бесспорно, являлся одним из ключевых сюжетов, подлежащих постоянной реинтрепретации и реконтекстуализации в самых разных медийных текстах. Семантика образов, появлявшихся в советских газетах, во многом наследовала уже сложившимся в рамках холодновоенного противостояния визуальным идеологическим ходам. Снимки репортеров ТАСС, фотографии из зарубежных журналов, риторически выразительные подписи, иронический текст, поясняющий фотоизображение – все это представляет собой элементы цельного образа, включенного в порядок символической политики. Одним из ключевых элементов дискурса Холодной войны является понятие «врага»; именно на создание его образа нацелена значительная часть усилий кинодокументалистов, фоторепортеров, бильд-редакторов, режиссеров и других специалистов, чья деятельность так или иначе включена в работу идеологического аппарата. Военный конфликт во Вьетнаме используется в том числе как символический ресурс, как отправная точка, от которой можно отстраивать образ врага. Наиболее интересен в этом контексте период 1965 г., отмеченный увеличением военного присутствия США на территории Вьетнама. Анализ фотоизображений официальных советских газет позволит выявить, из каких именно элементов складывался образ врага в фотографическом медиуме, как эти элементы взаимодействуют между собой, какие дискурсивные стратегии используются. Материалом для анализа послужили выпуски двух газет – «Известия» и «Правда», выходивших ежедневно в 1965 г.
3 Методология и концептуальная рамка исследования
4 Прежде чем перейти непосредственно к анализу изображений, стоит сказать несколько слов о концептуальной рамке исследования. Исследователи истории военной фотографии нередко отмечают, что именно отображение войны во Вьетнаме существенно изменило парадигму фотодокументалистики. Это изменение в том числе было связано с большей степенью свободы – свободы передвижения, освобождением от жестких цензурных ограничений, возможностью фиксировать личный взгляд на происходящие события1. Последствия такого понимания документалистики оцениваются исследователями по-разному. В частности, речь идет о своеобразном противостоянии между американскими медиа и вооруженными силами, в рамках которого медиарепрезентация рассматривается как инструмент критики действий властей2 или становится агентом формирования негативного отношения к войне и даже поражения в ней3. Советская официальная пресса, наоборот, представляет собой пример плотного слияния с государством и, соответственно, едва ли может быть примером формирования критической позиции по отношению к господствующему дискурсу власти. Однако, обсуждение роли СМИ (в частности, телевидения и фотографии) в развитии и исходе войны во Вьетнаме вкупе с рассмотрением того, как функционировала фотография в советских газетах, заставляет задуматься о специфических чертах фотографии как особого медиума, вне зависимости от принадлежности тому или иному идеологическому порядку. 1. Brothers C. War and Photography: a Cultural History. London, New York, 1997. P.202. Griffin M. Media images of war. Media, War & Conflict , April 2010, Vol. 3, No. 1, Special Issue: Images of War. P.7.

2. Wade P.W. The 'Living Room War' in the Escalation Period: Romance, Irony, and the Narrative Ambivalence of Tragedy in Vietnam War Era Photojournalism. Media, War & Conflict , December 2015, Vol. 8, No. 3. P.313.

3. Hallin D. The Uncensored War. The Media and Vietnam. London, 1986. P.105.

всего просмотров: 224

Оценка читателей: голосов 0

1. Беньямин В. Краткая история фотографии. М., 2013.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Учение о подобии. М., 2012. С.190-234

3. Голомшток И. Соцреализм и изобразительное искусство // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С.134-145.

4. Зайцева Д. «Нормативная поэтика» советской фотографии 1960-1970-х годов // Конструируя «советское»? СПб., 2014. С.44-49.

5. Известия. 1965. № 97.

6. Известия. 1965. № 149.

7. Известия. 1965. № 167.

8. Известия. 1965. № 176.

9. Известия. 1965. № 216.

10. Известия. 1965. № 300.

11. Правда. 1965. № 102.

12. Правда. 1965. № 184.

13. Правда. 1965. № 185.

14. Правда. 1965. № 232.

15. Правда. 1965. № 272.

16. Правда. 1965. № 328.

17. Родченко А. Пути современной фотографии // Новый ЛЕФ. 1928. № 9. С. 31–39.

18. Brothers C. War and Photography: a Cultural History. London, New York, 1997.

19. Griffin M. Media Images of War. Media, War & Conflict, April 2010, Vol. 3, No. 1, Special Issue: Images of War. Pp. 7-41.

20. Hallin D. The Uncensored War. The Media and Vietnam. London, 1986.

21. Sobchack V. Inscribing Ethical Space: 10 Propositions on Death, Representation, and Documentary // The Documentary Film Reader: History, Theory, Criticism. Ed. by J.Kahana. Oxford, 2016. Pp. 871-888.

22. Wade P.W. The 'Living Room War' in the Escalation Period: Romance, Irony, and the Narrative Ambivalence of Tragedy in Vietnam War Era Photojournalism. Media, War & Conflict , December 2015, Vol. 8, No. 3. Pp. 312-328.

23. Walton K. Transparent Pictures: On the Nature of Photographic Realism // Critical Inquiry, December 1984, No.11. Pp.246-277.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх