ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВИЗНА В ПОЛИТИКЕ ДЖ. БУША МЛ. В ОТНОШЕНИИ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (2001–2005 ГГ.)

 
Код статьиS0020252-7-1
DOI10.37490/S0020252-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Республиканский институт высшей школы
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 23
Аннотация

Победа Дж. Буша-мл. на выборах означала не просто смену человека в президентском кресле, но и изменение партийно-идеологической основы внешнеполитической стратегии страны. В отличие от сдержанного во внешнеполитических делах демократа У. Клинтона и стремящегося отстраниться от процессов распада СССР и образования СНГ республиканца Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. проводил активную политику в различных регионах мира. В статье рассмотрены основные черты позиции Дж. Буша-мл. в отношении постсоветской интеграции, ее связь с подходами Дж. Буша-ст. и У. Клинтона. 

Ключевые словаСША, постсоветское пространство, постсоветская интеграция, Дж. Буш-ст., У. Клинтон, Дж. Буш-мл., новые независимые государства
Получено22.12.2021
Дата публикации24.03.2022
Кол-во символов21437
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Дж. Буш-мл. вошел в историю США как президент, на долю которого пришлось одно из самых трагических событий американской истории – теракты 11 сентября 2001 г. Новая угроза, с которой столкнулся мир демократии, позволила Соединенным Штатам идеологически оформить и упрочить свою мессианскую миссию защиты и покровительства мира свободы, права и демократии. Интервенционистская политика, к которой перешел 43-й президент США, усилила американское присутствие в постсоветском регионе и отразилась на позиции Вашингтона в отношении интеграционных проектов в нем. Цель исследования – выявить характерные черты позиции американского руководства 2001–2005 гг. в отношении постсоветской интеграции путем сравнения политики Дж. Буша-мл., Дж. Буша-ст. и У. Клинтона. Хронологические рамки обусловлены периодом становления новой внешнеполитической концепции после смены демократической администрации на республиканскую, а также временем наиболее острого реагирования на новые внешнеполитические вызовы после терактов 11 сентября 2001 г.

2

 

Политическая ситуация на постсоветском пространстве после победы США в Холодной войне воспринималась как вакуум после августовских событий1. По этой причине в начале 1990х гг. события, связанные с распадом Советского Союза и созданием Содружества независимых государств (СНГ), администрацией президента рассматривались как открывающаяся возможность для интеграции бывших советских республик в демократическое сообщество. Несмотря на то, что Д. Буш-ст. занял позицию наблюдателя и не стремился вмешиваться в события, роль глобального лидера предусматривала оглашение Белым домом своей позиции в отношении новых независимых государств и Содружества. Таким образом, Вашингтон при Дж. Буше-ст. формировал свою политику в отношении постсоветской интеграции в определенной степени вынуждено, не имея возможности в силу своего геополитического статуса отказаться от участия в делах региона (такой отказ привел бы к закрытию страны от международных дел и к потере своей весомости, что было бы резко оценено внутри самой страны влиятельными политическими элитами). В отличие от начала 1990-х гг. последующие президенты в силу укрепившегося статуса США в мире могли позволить себе минимизировать активное участие в делах постсоветского региона, что наблюдалось в годы президенства У. Клинтона. Однако полностью «уйти» государство-международный лидер не могло ни при одном президенте, т.к. это подорвало бы престижный международный статус США.

1. Shevtsova L. New political forces // August 1991: The attempted coup and its consequences. 1992. No. 3. P. 12.
3

Чтобы Дж. Буш-ст. поддержал постсоветскую интеграцию, Б. Ельцин, извещая Белый дом о создании СНГ, сделал акцент на Статью 6 договора о Содружестве, которая удовлетворяла первостепенные американские интересы, давая гарантию соблюдения странами-участницами требований международной безопасности и сокращения вооружения и расходов на оборону, подтверждая намерение ликвидировать ядерное оружие и провести полное разоружение2. Дж. Бушу-ст. «показалось, что положения этого соглашения звучали так, как будто они были специально сформулированы с учетом выдвинутых нами условий признания» (имеются ввиду условия признания Украины, обозначенные ранее американским президентом Л. Кравчуку)3. Таким образом, создание СНГ на обозначенных условиях было выгодно для Соединенных Штатов. В целом, Вашингтон стремился получить выгоду от постсоветской интеграции, как и от любых своих внешнеполитических действий, что было объективно и характерно для политики при любом президенте.

2. Telcon with President Yeltsin of the Republic of Russia 8 December 1991 // George Bush Presidential Library and Museum. URL: >>>> (date of access: 21.11.2021).

3. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. М., 2004. C. 492

всего просмотров: 264

Оценка читателей: голосов 0

1. National Security Strategy for A Global Age. 2000 // National Security Strategy Archive. [Электронный ресурс] URL: https://nssarchive.us/wp content/uploads/2020/04/2001.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

2. Congressional Record. Proceedings and debates of the 103d Congress, First session. 5 January 1993 // Congress.gov. [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/103/crecb/1993/01/05/GPO-CRECB-1993-pt1-1.pdf (дата обращения: 11.11.2021).

3. Congressional Record. Proceedings and debates of the 103d Congress, First session. 21 January 1993 // Congress.gov. [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/103/crecb/1993/01/21/GPO-CRECB-1993-pt1-5-2.pdf (дата обращения: 11.11.2021).

4. Congressional Record. Proceedings and debates of the 107th Congress, First session. 15 March 2001 // Congress.gov. [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/107/crec/2001/03/15/CREC-2001-03-15.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

5. Congressional Record. Proceedings and debates of the 107th Congress, First session. 19 June 2001 // Congress.gov. [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/107/crec/2001/06/19/CREC-2001-06-19.pdf (дата обращения: 24.02.2022).

6. Extensions of Remarks 25 March 1993 // Congress.gov. [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/103/crecb/1993/03/25/GPO-CRECB-1993-pt5-3-3.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

7. Hamilton L. A Democrat Looks at Foreign Policy // Foreign Affairs. 1992. Vol. 71, No. 3. P. 32–51.

8. Kagan R. Distinctly American Internationalism // Carnegie Endowment for International Peace. [Электронный ресурс] URL: https://carnegieendowment.org/1999/11/29/distinctly-american-internationalism-pub-237 (дата обращения: 14.02.2022).

9. Pikayev A. A. September 11 and the Challenge of Integrating Russia September 11 and the Challenge of Integrating Russia into the West // CSIS. [Электронный ресурс] URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/pm_0227.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

10. Soros G. A Cold-Cash Winter Proposal for Russia // GeorgeSoros.com. [Электронный ресурс] URL: https://www.georgesoros.com/1992/11/12/a-cold-cash-winter-proposal-for-russia/ (дата обращения: 21.11.2021).

11. Soros G. A Social Safety Net for Russia // GeorgeSoros.com. [Электронный ресурс] URL: https://www.georgesoros.com/1993/01/04/a-social-safety-net-for-russia/ (дата обращения: 21.11.2021).

12. Sushko O. From the CIS to the SES. A New Integrationist Game in Post-Soviet Space // CSIS. [Электронный ресурс] URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/pm_0303.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

13. Telcon with President Yeltsin of the Republic of Russia 8 December 1991 // George Bush Presidential Library and Museum. [Электронный ресурс] URL: https://bush41library.tamu.edu/files/memcons-telcons/1991-12-08--Yeltsin.pdf (дата обращения: 21.11.2021).

14. The National Security Strategy of the United States of America // National Security Strategy Archive. [Электронный ресурс] URL: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2002.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

15. The President's News Conference with Foreign Correspondents 19 December 1991 // George Bush Presidential Library and Museum. [Электронный ресурс] URL: https://bush41library.tamu.edu/archives/public-papers/3779 (дата обращения: 21.11.2021).

16. Бжезинский З., Скоукрофт Б. Второй шанс. Америка и мир. М., 2018.

17. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. М., 2004.

18. Kaufman R. A Paradigm for a Post-Postwar Order // Naval War College Review. 1991. Vol. 44, No. 1. P. 83–97.

19. A Democrat Lays Out His Plan: A New Covenant for American Security // Harvard International Review. 1992. Vol. 14, No. 4. P. 26–28, 62–64.

20. Trenin D. Central Asia's Stability and Russia's Security Central Asia's Stability and Russia's Security // CSIS. [Электронный ресурс] URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/pm_0168.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

21. Clover Ch. Dreams of the Eurasian Heartland: The Reemergence of Geopolitics // Foreign Affairs. 1999. Vol. 78, No. 2. P. 9–13.

22. Olcott M. Central Asia: Terrorism, Religious Extremisms, Regional Security // Carnegie Endowment for International Peace. [Электронный ресурс] URL: https://carnegieendowment.org/2003/10/29/central-asia-terrorism-religious-extremisms-regional-security-pub-1387 (дата обращения: 11.03.2022).

23. Shevtsova L. New political forces // August 1991: The attempted coup and its consequences. 1992. No. 3. P. 11–15.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх