ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И ЕАЭС В ОТРАСЛЯХ ТЭК ПО ПРОБЛЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 
Код статьиS102694520030609-0-1
DOI10.31857/S102694520030609-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Российско-Армянский университет
Адрес: Ереван, No
Аффилиация: Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Адрес: Казань, ул. Даурская, д.28
Должность: профессор
Аффилиация: Российский университет кооперациии
Адрес: Ершова,58
Аннотация

Вопросы правового регулирования в целях обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, их охраны являются актуальными для Российской Федерации и государств-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Организации ТЭК, осуществляют хозяйственную деятельность, которая оказывает непосредственное влияние на состояние окружающей среды. Правовое регулирование в области природопользования, установление соответствующих нормативов, экологических требований к ведению хозяйственной деятельности, установление финансовых регуляторов способствуют сохранению окружающей среды. Особую актуальность в современных социально-экономических условиях приобретают вопросы правового регулирования в связи с Парижским соглашением по климату. Государства СНГ и ЕАЭС имеют исторически сложившиеся хозяйственные связи в отраслях ТЭК, в настоящее время формируются общие энергетические рынки. В связи с этим появляется необходимость принятия новых законодательных решений в сфере рационального использования природных ресурсов, обеспечения безопасности и поддержания окружающей среды в надлежащем состоянии. В частности, необходимы совместные решения по проблемам климата, декарбонизации экономики. В настоящем исследовании была поставлена цель обоснования предложений по развитию отдельных направлений правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений. В связи с этим проведен анализ национального законодательства, а также собраны и проанализированы межгосударственные соглашения, решения, обзорные документы, модельные законы СНГ, международные соглашения и конвенции. На основе проведенного анализа сформулировано предложение о возможности (при условии заинтересованности всех участников) разработки и принятия межинтеграционного соглашения (между объединениями СНГ и ЕАЭС) в сфере деятельности организаций ТЭК в целях решения природоохранных проблем, а также климатических. Такое соглашение позволило бы использовать имеющийся правовой потенциал стран СНГ, в частности, модельное законодательство, государствами, входящими в ЕАЭС, а также способствовало бы решению вопросов финансирования совместных проектов в сфере научно-технического сотрудничества. Также обоснована возможность разработки на уровне национального законодательства критериев соответствия требованиям природоохранного законодательства и внедрения на уровне организаций ТЭК комплаенс-программ (программ соответствия требованиям законодательства по рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности).

Ключевые слованаучно-техническое сотрудничество, правовое регулирование, интеграция, рациональное природопользование, экологическая безопасность, охрана окружающей среды, РФ, ЕАЭС, СНГ.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15034.
Получено15.04.2024
Кол-во символов36042
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1. Андриченко Л.В., Баранчикова М.М., Беликова К.М., Белялова А.М., Васильева Л.Н., Доронина Н.Г., … Шульга С.В. Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России: монография. М.: ИЗиСП, 2018.

2. Волков Ю.В., Дьяконова А.А., Ефимцева Т.В., Латыпова В.З., Михайлова Е.С., Рахматуллина О.В., Салиева Р.Н., Успенский Б.В.. Теоретико-правовые основы формирования модели правового регулирования научно-технического сотрудничества Российской Федерации и стран СНГ, ЕАЭС в отраслях ТЭК по проблемам рационального природопользования, экологии и охраны окружающей среды в рамках единой научно-технической политики. М.: ИНФРА-М. 2020.

3. Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А., Иванова С.А., Молчанов С.В., Пашенцев Д.А, Петров С.М.. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». М.: ЮРКОМПАНИ, 2012.

4. Евразийский межправительственный совет. «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» (Вместе с «Перечнями приоритетных видов экономической деятельности, чувствительных товаров», «Порядком проведения консультаций...», «Формой взаимного информирования...»). (Сентябрь 08, 2015 №9). Гродно. Беларусь.

5. Кадастр выбросов парниковых газов. Общие требования к содержанию и оформлению. 2005 // https: //files.stroyinf.ru/Data2/1/4293849/4293849178.pdf

6. Конференция Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Парижское соглашение. (Декабрь 12, 2015). Париж, Франция.

7. Кудашкин В.В. Правовые основы военно-технического сотрудничества. М.: Статут, 2018.

8. Кудашкин В.В. Правовые основы военно-технического сотрудничества. М.: Статут. 2018.

9. Минприроды России. Проект Приказа «Об утверждении порядка подготовки, структуры кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, а также перечня официальной статистической информации и данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти» (Август 21, 2017, Москва).

10. Минэкономразвития Российской Федерации. Проект Федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Март 27, 2019, Москва).

11. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2019 год. С.33-35 // >>>> .

12. Парламент Кыргызской Республики. Закон Кыргызской Республики «О государственном регулировании и политике в области эмиссии и поглощения парниковых газов». (Май 25, 2007 № 71). Бишкек. Кыргызская Республика.

13. Правительство Российской Федерации. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». (Март 29, 2019 N 355-23. Москва).

14. Правительство Российской Федерации. «Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов» (вместе с «Планом реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»). (Ноябрь 03, 2016 N 2344-р, Москва (ред. от 23.12.2019).

15. Правительство Российской Федерации. «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». (Июнь 09, 2020 N 1523-р, Москва).

16. Правительство Российской Федерации. Проект Федерального закона N 1116605-7 «Об ограничении выбросов парниковых газов» (Февраль 20, 2021, Москва).

17. Президент Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (Апрель 19, 2017 N 176, Москва).

18. Президент Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (Апрель 19, 2017 N 176, Москва).

19. Президент Российской Федерации. «О сокращении выбросов парниковых газов» (Ноябрь 04, 2020 N 666, Москва).

20. Президент Российской Федерации. «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (Декабрь 01, 2016 N 642. Москва).

21. Сводное ежегодное сообщение о состоянии и изменении климата на территории государств-участников СНГ. 2020 // >>>> . 

22. Слюсарь Н. Б. Некоторые аспекты развития сотрудничества государств - членов ЕврАзЭс в научно-технической и образовательной сферах // Юридическое образование и наука.2005. N 3. С. 43-45.

23. Совет глав правительств СНГ «О Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики» (Ноябрь 20, 2009). Ялта, Россия.

24. Электроэнергетический совет СНГ. Аналитический обзор «Об участии государств - участников СНГ в Парижском соглашении по климату, принятом в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата». (Утвержден решением Электроэнергетического Совета СН,Г Протокол № 51 от 4 ноября 2017); Электроэнергетический совет СНГ. Аналитический обзор «Об участии государств - участников СНГ в Парижском соглашении по климату, принятом в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (подготовлен Рабочей группой Электроэнергетического Совета СНГ по экологии, энергоэффективности и ВИЭ. Москва, 2020).

25. Efimtseva T. To the Question of the Concept and Meaning of the International Scientific and Technical Cooperation). The scientific method. VOL.1. № 29. VOL.1 (Warszawa, Poland). 2019. P. 21-24.

26. Nyangchak N.  Emerging green industry toward net-zero economy: a systematic review . J. Clean. Prod. 2022.

27. Olujobi O.J., Okorie U.E., Olarinde E.S., Aina-Pelemo A.D. Legal responses to energy security and sustainability in Nigeria's power sector amidst fossil fuel disruptions and low carbon energy transition, Heliyon, Volume 9, Issue 7, 2023.

28. Ozenbayeva A., Yerezhepkyzy R., Yessetova S., Jangabulova A., Beissenbayeva M. Legal regulation of transboundary water resources of the republic of Kazakhstan // Environmental Development, Volume 44, 2022.

29. R.L. Ray et al. What Is the impact of COVID-19 pandemic on global carbon emissions? Sci. Total Environ. 2022.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх