Правовое обеспечение внедрения и использования беспилотных автомобилей: опыт, проблемы и направления их решения

 
Код статьиS102694520029378-6-1
DOI10.31857/S102694520029378-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Эксперт – научный руководитель Научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте Российского университета транспорта; научный руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Ро
Аффилиация: Российский университет транспорта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта
Аффилиация: Российский университет транспорта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 12
Страницы121-130
Аннотация

В статье представлены результаты исследования актуальных проблем правового обеспечения допуска и безопасного использования беспилотных автомобилей как в экспериментальном, так и в общем режиме эксплуатации, полученные в процессе реализации научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, и озвученные в рамках пленарного доклада на V Международной научно-практической конференции «Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях» («Лаптевские чтения-2023») (27 апреля 2023 года, ИГП РАН).

Целью подготовки статьи стало доведение до сведения научной общественности результатов осмысления новой для российского транспортного права проблемы, связанной с сущностным изменением парадигмальных подходов к построению системы обеспечения безопасности на транспорте и организации дорожного движения на автомобильных дорогах, а также некоторых сформулированных авторами предложений по совершенствованию системы правового регулирования в указанной сфере. Легализация в российском праве предложений, по мнению авторов, позволит минимизировать риски эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования, что имеет существенное значение для развития отечественного предпринимательства, решения задач обеспечения суверенитета Российской Федерации. В соответствии с поставленной авторами целью решен ряд частных исследовательских задач. В частности, на основе применения методик историко-правового анализа обосновывается вывод о том, что появление инновационных видов транспорта осознается, как правило, со значительным опозданием, в результате чего отсутствие правовой основы традиционно выступает сдерживающим фактором для его внедрения, а легализация норм, регулирующих отношения с его участием, имеет бессистемный характер. Применение инструментария сравнительно-правового анализа позволило сформулировать вывод о том, что указанная ранее тенденция характерна для всех без исключения развитых стран. Однако в КНР, США и государствах ЕС понимание необходимости урегулирования с использованием средств как публичного, так и частного права вопросов, связанных с переходом на общий режим эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, не предусматривающих наличия водителя, произошло ранее, чем в Российской Федерации, где правовое регулирование имеет лишь экспериментальный характер. Формально-догматический анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов дал основание авторам сделать вывод о бессистемном, не основанном на результатах достижений юридической науки правовом регулировании исследуемых закономерностей.

Изложенное позволило высказать умозаключение о необходимости принятия срочных мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве, поскольку дальнейшее сохранение имеющегося состояния дел может повлечь за собой неустранимое отставание Российской Федерации от высокоразвитых государств в области внедрения и безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств.

Ключевые словатранспортное право, инновационный транспорт, высокоавтоматизированные транспортные средства, безопасность
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-20334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе», https://rscf.ru/project/22-28-20334/
Получено03.09.2023
Дата публикации29.12.2023
Кол-во символов35534
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 105

Оценка читателей: голосов 0

1. Безопасность беспилотных воздушных средств: информационные, функциональные и уголовно-правовые аспекты / под ред. А.И. Чучаева. М., 2022. С. 25, 169.

2. Бубновская Т.А. Гражданско-правовая ответственность при использовании «высокоавтоматизированных» автомобилей // Транспортное право. 2019. № 3. С. 6–9.

3. Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Пермский юрид. альманах. 2021. № 4. С. 17.

4. Гаврилов С.О., Глебов И.Н., Чукин С.Г. и др. Право в точке бифуркации: обсуждение концептуального исследования военных проблем международного права (Дискуссия в формате «круглого стола» по материалам гл. 6 «Военные проблемы международного права» т. III монографии «Военное право») // Государство и право. 2022. № 12. С. 61. DOI: 10.31857/S1026945200233012

5. Землин А.И. Актуальные вопросы военной деятельности государства: правовое измерение // Военное право. 2022. № 6 (76). С. 71.

6. Землин А.И. Некоторые аспекты обеспечения безопасности на транспорте в условиях распространения инфекционных заболеваний (на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Военное право. 2020. № 6 (64). С. 19. -29.

7. Землин А.И. Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе. НИР: грант № 22-28-20334. Российский научный фонд. 2022; Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе. Отчет о НИР № 22-28-20334. Российский научный фонд. 2022.

8. Землин А.И. Проблемные вопросы легализации понятий, используемых в целях правового регулирования транспортных отношений с участием автомобилей с автоматизированной системой вождения // Мир транспорта. 2022. Т. 20. № 5 (102). С. 31.

9. Землин А.И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Транспортное право. 2022. № 4. С. 15.

10. Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал росс. права. 2022. Т. 26. № 12. С. 59, 62.

11. Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10 (214). С. 148.

12. Землин А.И., Гоц Е.А., Матвеева М.А., Торшин А.А. Противодействие распространению коронавирусной инфекции COVID-19 в мегаполисах с использованием беспилотных автомобилей: опыт, правовые и организационные аспекты // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14. № 6. С. 455 - 483.

13. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей. М., 2022. С. 18, 37 – 72, 102, 103.

14. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Проблемные вопросы правового регулирования использования автомобилей с автоматизированной системой вождения // Мир транспорта. 2022. Т. 20. № 4 (101). С. 118.

15. Землин А.И., Петров Ю.И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896―1913 // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 251. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

16. Землин А.И., Торшин А.А. «Система помощи водителю» или «автоматизированная система управления»: вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования // Современное право. 2022. № 8. С. 53.

17. Землин А.И., Торшин А.А. Характеристика беспилотных автомобилей в контексте обязательств вследствие причинения вреда // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1 (37). С. 113 - 123.

18. Лаптев В.А. Ответственность «будущего»: правовое существо и вопрос оценки доказательств // Гражданское право. 2017. № 3. С. 32–35.

19. Ли Ч., Сунгу М. Внедоговорная ответственность за вред, причиненный высокоавтоматизированными транспортными средствами // Закон. 2020. № 3. С. 49 - 56.

20. Наумов П.Ю. Психологические проблемы формирования общей системы ценностей: концептуализация социальных функций российской военной интеллигенции // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 163. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-1-19

21. Петров Ю.И., Землин А.И., Землина О.М. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX–XVIII веках // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 262. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277

22. Савенков А.Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2019. № 4. С. 6. DOI: 10.31857/S013207690004632-7

23. Zemlin A., Kharlamova Yu., Pishchelko A. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy // Kutafin University Law Review. 2020. Vol. 7. Iss. 1. Р. 71. DOI: 10.17803/2313-5395.2020.1.13.067-078

24. Холиков И.В., Большакова В.М., Наумов П.Ю., Зелепукин Р.В. Ценности и смыслы главного судебного акта XX века: аксиологические концепты книги А.Н. Савенкова «Нюрнберг: Приговор во имя Мира» (Материалы дискуссии) // Государство и право. 2022. № 10. С. 51. DOI: 10.31857/S102694520021789-8

25. Холиков И.В., Милованович А., Наумов П.Ю. Динамика функционирования международного права в условиях трансформации современного миропорядка: постнеклассический подход // Журнал росс. права. 2022. Т. 26. № 11. С. 134. DOI: 10.12737/jrl.2022.122

Система Orphus

Загрузка...
Вверх