Электронные транспортные документы в механизме реализации и защиты прав участников предпринимательской деятельности

 
Код статьиS102694520029369-6-1
DOI10.31857/S102694520029369-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник сектора процессуального права, Институт государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 12
Страницы131-138
Аннотация

В статье правовой механизм и электронный документооборот в предпринимательской - транспортно-логистической деятельности исследуются в свете задач, поставленных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, в том числе преодоления низкого уровня цифровизации, интенсификации интеграционных процессов, проектирования в ЕАЭС экосистемы цифровых транспортных коридоров и их сопряжения с международными транспортными коридорами. Правовые условия, благоприятные для осуществления и защиты прав и интересов участников транспортно-логистических операций, охватывают применение юридически значимых электронных перевозочных документов. Создание юридической модели цифрового взаимодействия контрагентов (электронного документооборота) и ее закрепление в нормативных правовых актах отвечает критериям цифровизации транспортной отрасли. Автор, анализируя правовые основы, а также юридические особенности обмена электронными перевозочными документами и сведениями между участниками информационного взаимодействия и направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, сформулировал вывод о формировании в сфере электронного документооборота перевозочных документов цифровой среды доверия, обеспечивающей защиту интересов всех его участников. Внедрение платформенных технологий и смарт-контрактов, позволяющих усовершенствовать юридическое взаимодействие между участниками перевозочного процесса в экспортных морских перевозках, требует применения в Российской Федерации безбумажного (электронного) коносамента на базе распределенного реестра. В этой связи автор рассматривает правовую конструкция электронной передаваемой записи в качестве перспективной модели безбумажного коносамента.

Ключевые словаэлектронные перевозочные документы, электронный документооборот, квалифицированная электронная подпись, цифровая зрелость, цифровые транспортные коридоры, электронная транспортная накладная, участники информационного взаимодействия, обмен электронными перевозочными документами, электронный коносамент, смарт-контракт, блокчейн-платформа, интероперабельность
Получено29.03.2023
Дата публикации29.12.2023
Кол-во символов33660
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 105

Оценка читателей: голосов 0

1. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О международных транспортных коридорах для участников Содружества Независимых Государств // Образование и право. 2018. № 6. С. 206 - 217.

2. Ивашкова Т. Электронные коносаменты: преодолимы ли препятствия на пути диджитализации внешней торговли? // Международные банковские операции. 2019. № 1. С. 79–85.

3. Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Цифровое правосудие. Цифровой документ. М., 2022.

4. Малюков К.А. Электронные документы в международной морской перевозке грузов // Право и экономика. 2016. № 7. С. 33–41.

5. Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107–116.

6. Соловяненко Н.И. Осуществление прав физических и юридических лиц в области использования электронных подписей как условие доверия в цифровой среде // Государство и право. 2022. № 11. С. 192 - 196.

7. Чурилов А.Ю. Перспективы использования электронного коносамента в международном обороте // Хозяйство и право. 2020. № 12. С. 101‒108.

8. Bernauw Kf. K. Current developments concerning the form of bills of lading – Belgium, Ocean Bills of Lading: Traditional Forms, Substitutes and EDI Systems, A.N. Yannopoulos, editor (LKH +DJXH Kluwer Law International, 1995). P. 114.

9. Dr Karl Marxen. Electronic bills of lading in international trade transactions – critical remarks on digitalisation and the blockchain technology// Coventry Law Journal. 2020. Vol. 25. Iss. 1. P. 9, 31 - 45.

10. Dubovec M. The Problems and Possibilities for Using Electronic Bills of Lading as Collateral (2006) // Arizona Journal of International & Comparative Law. Vol. 23 (2).

11. Maanen M. van, Regtien I. Shipping E-Bills of Lading and the Blockchain Revolution (June 2018) Documentary Credit World (DCW).

12. Petersen D.B. Electronic data interchange as documents of title for fungible agricultural commodities // Idaho Law Review. Vol. 31 (1995). P. 726.

13. Ritter J.B., Gliniecki J.Y. International Electronic Commerce and Administrative Law: The Need for Harmonized National Reforms // Harvard Journal of Law and Technology. Vol. 6 (1993). P. 279.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх