Tantum vera scientia debet descendere in historia (в историю должны войти только истинные знания) С.В. Черниченко. Права человека, императивные нормы и базовые принципы международного права: записки юриста-международника

 
Код статьиS102694520027236-0-1
DOI10.31857/S102694520027236-0
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: проректор
Аффилиация: Международный славянский институт
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 8
Страницы207-212
Аннотация

Институт прав человека является ключевым средством защиты прав личности. Перечень прав человека весьма широк, но не завершен. Предстоит много работы по утверждению этого механизма защиты в национальном и международном праве XXI в.

Ключевые словагосударство, личность, защита, граждане, знание, идея, мир, организация, система, наука
Получено30.05.2023
Дата публикации11.09.2023
Кол-во символов28683
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Юристам Российской Федерации и многих зарубежных государств хорошо известен проф. С.В. Черниченко, состоявший долгие годы в авангарде науки международного права. На его трудах воспитывалось не одно поколение дипломатов, практических работников юридической сферы, преподавателей. В конце 2021 г., уже post mortem, в издательстве «Научная книга» вышла его монография «Права человека, императивные нормы и базовые принципы международного права: записки юриста-международника». Следует считать эту работу своего рода завещанием последующим поколениям юристам-международникам с целью сохранения того огромного массива юридических знаний, которому служили специалисты этой отрасли знаний во второй половине ХХ в. Оставались они преданными идеям сохранения мира, воплощенным в Уставе ООН, и в XXI в.
2 Автор в предисловии указывает, что его работа содержит ссылки на ранее опубликованные «Очерки по философии и международному праву»1 и «Контуры международного права»2. Тем самым делается необходимая ремарка – следует еще раз вспомнить предшествующие научные труды, а также выделить последовательность логики рассуждения ученого (с. 5), «философский заряд» концепций прав человека (с. 22). Книга состоит из двух частей – «Размышления» и «Наблюдения». Часть первая разделена на восемь глав, включает также пролог. «Феномен прав человека» - это глава первая книги. Профессор С.В. Черниченко задает риторический вопрос: кто «изобрел», кто создатель идеи прав человека? (с. 19). Борьба за независимость в США, Великая французская революция, а еще ранее – работы мыслителей эпохи Просвещения…. Идея носилась в воздухе, но была закреплена во внутригосударственных правовых актах. Понятие прав человека – это плод человеческой деятельности, возникающий в результате развития общества. Следует указать, что на обложке книги изображена скульптура О. Родена «Мыслитель», тем самым в авторской (!) редакции книги подчеркивается связь мыслительного процесса и прогресса общества. «Европоцентристский» подход к международному праву, безусловно, подвергается критике. Но справедливо будет отметить приоритет именно Европы в установлении идеала индивида (с. 20). Единой концепции прав человека нет, ее бесполезно искать – это часть мировоззрения, по мнению автора, естественно-правовой подход приводит ученого в этой области знаний даже к антропологическим исследованиям (с. 22, 23). Принцип суверенного равенства государств, который невозможно приуменьшить, закрепленный в Уставе ООН, упорядочивает международные отношения, тем самым подтверждая тезис о многозначности подходов народов мира к самой концепции. «Равенство, справедливость и свобода как основания прав человека» (глава вторая) представляют три ракурса единой основы прав человека, куда входят моральная сторона, естественно-правовая и позитивно-правовая (с. 37). Автор прибегает к еще одному логическому приему - disputationem a dorso, т.е. дискуссии от обратного. Следует вспомнить о еще одном феномене – об антиправе (с. 47), которое выражает дисгармонию в тенденции развития общества. Часто разграничить право и антиправо непросто, подчеркивает автор. Регрессивные периоды истории были неизбежны в мировой истории. Но человечество шло по пути прогресса: в учениях стоиков, в христианстве, в иудаизме уже говорилось о равенстве людей. И только в XVII в. стали рассматривать равенство в правовой плоскости. Понятие прав человека столь всеобъемлюще, что даже Устав ООН не раскрывает это понятие, хотя это первый подлинно всемирный международный правовой акт, в котором говорится о правах человека (с. 56). Перечень прав человека содержится во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека. Резолюция ГА ООН 33/11 от 12 ноября 1984 г. (Декларация о праве народов на мир), а также Резолюция 41/124 от 4 декабря 1984 г. (Декларация о праве на развитие) – это документы, которые специально посвящены «третьему поколению» прав человека (с. 59). 1. Черниченко С.В. Очерки по философии и международному праву. М., 2009.

2. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. М., 2014.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 113

Оценка читателей: голосов 0

1. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. М., 2014.

2. Черниченко С.В. Очерки по философии и международному праву. М., 2009.

3. Черниченко С.В. Права человека, императивные нормы и базовые принципы международного права: записки юриста-международника. М., 2021 С. 5, 19, 20, 22, 23, 37, 45, 47, 56, 59, 65, 66, 77, 79–92, 102, 104, 106–108, 111 - 115, 119–122, 127, 129, 144, 179, 192–219, 227, 235, 248–250, 262, 263, 266–272, 278, 286, 289, 290, 292, 295, 324, 325, 342–355, 372–374, 416–418, 420.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх