К вопросу о принципе «справедливости» в римском праве

 
Код статьиS102694520024863-0-1
DOI10.31857/S102694520024863-0
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Рецензия на перевод на русский язык 7-й книги Кодекса Юстиниана.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 4
Страницы202-205
Аннотация

В статье анализируется специфика закрепления принципа справедливости в источниках римского права классического и постклассического периодов и его реализации в законодательстве процессуальном и гражданском праве. Обоснована значимость перевода на русский язык 7-й книги Кодекса Юстиниана.

Ключевые словаДревний Рим, 7-я книга Кодекса Юстиниана, источник права, принцип справедливости
Получено02.02.2023
Дата публикации28.04.2023
Кол-во символов14327
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2022 г. в издательстве «Статут» вышел в свет перевод на русский язык очередной 7-й книги знаменитого Кодекса Юстиниана1, являющегося одним из важнейших произведений, созданных в рамках широкомасштабной систематизации римского права при императоре Юстиниане I в VI в.2 1. См.: Кодекс Юстиниана=Codex Iustinianus / пер. с лат.; отв. ред. А.В. Копылов. М.: Статут, 2022. Кн. 7.

2. О значении перевода на русский язык шестой книги Кодекса Юстиниана см.: Лысенко О.Л. О значимости перевода Кодекса Юстиниана на русский язык: взгляд историка права // Государство и право. 2022. № 6. С. 192 - 195.
2 Введение в научный оборот переведенной на русский язык седьмой книги Кодекса Юстиниана позволит российским правоведам лучше узнать великое правовое наследие Древнего Рима, глубже изучить содержащиеся в нем правовые принципы и институты.
3 7-я книга Кодекса Юстиниана посвящена институтам манумиссии (отпуска раба на волю), приобретательной давности, ответственности за неисполнение договора и др., однако наибольшее место в ней занимают вопросы процессуального права.
4 Изучение правовой материи, содержащейся в седьмой книге Кодекса, в очередной раз доказывает правильность определения переводчиками в качестве основной цели перевода Кодекса Юстиниана на русский язык: «показать совершенство и внутреннюю красоту правовых категорий римского частного права»3, его принципов и юридических конструкций, многие из которых легли в основу современного континентального права. 3. Кодекс Юстиниана=Codex Iustinianus / пер. с лат.; отв. ред. А.В. Копылов. М., 2021. Кн. 6. С. 13.
5 Одним из таких принципов является принцип справедливости (aequitas), проходящий «красной нитью» через все римское правовое наследие.
6 Говоря о значении принципа «справедливости» в римском праве, автор монографии «Римский гражданский процесс» Е.В. Салогубова отмечает: «Важнейшая особенность римского права – это принцип справедливости, который не только играл роль руководящей идеи при интерпретации норм римского права, но и во многих случаях дополнял нормы этого права, восполняя существовавшие в нем пробелы»4. По мнению ряда правоведов-романистов, во многом именно по этой причине, наряду с его почти «математической верностью» и «буквально числительным соответствием между словами и мыслями», римское право получило титул «писаного разума» (ratio scripta)5. 4. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. М., 2018. С. 10.

5. См.: там же.
7 Однако необходимо отметить, что все источники римского права, в том числе и Кодекс, Дигесты, а также другие произведения, созданные в рамках систематизации римского права при императоре Юстиниане I в VI в., как и другие источники римского права, обладают определенными недостатками, как формального, так и содержательного характера. Несомненно, следует согласиться с точкой зрения известного дореволюционного правоведа Д.Д. Гримма, который в качестве формального недостатка выделял «отсутствие сколько-нибудь удовлетворительно выдержанной системы Юстиниановской кодификации», «крайне казуистический характер отдельных постановлений», «массу противоречий, недомолвок и т.д.», а в качестве недостатка содержания – «принцип крайнего индивидуализма»6. 6. При этом, как полагает Д.Д. Гримм, последний принцип зачастую «проведен так односторонне, что нередко даже обращается против тех, кто наиболее заинтересован в сохранении его». Наибольшие проявления индивидуализма в праве Древнего Рима, по его мнению, заключаются в отдельных институтах вещного и наследственного права (см.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 46 (Сер. «Русское юридическое наследие»)).
8 На определенную специфику римских правовых текстов, обусловленную особенностями проходивших в то время исторических процессов, обращает внимание и известный российский правовед В.М. Хвостов в своей знаменитой книге «Система римского права». Так, он отмечает, что «не следует искать в нормах римского права удовлетворительного разрешения всех запросов, выдвигаемых современной жизнью. Римское право не есть “ratio scripta”, а является продуктом определенных исторических условий и не может быть во всей полноте пересажено на почву современной жизни»7. 7. Хвостов В.М. Система римского права: учеб. М., 1996. С. 11.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 229

Оценка читателей: голосов 0

1. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 47 (Сер. «Русское юридическое наследие»).

2. Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2002. Т. I. С. 83.

3. Кодекс Юстиниана=Codex Iustinianus / пер. с лат.; отв. ред. А.В. Копылов. М., 2021. Кн. 6. С. 13.

4. Кодекс Юстиниана=Codex Iustinianus / пер. с лат.; отв. ред. А.В. Копылов. М., 2022. Кн. 7. С. 11, 14, 15, 183, 185, 187–191.

5. Лысенко О.Л. О значимости перевода Кодекса Юстиниана на русский язык: взгляд историка права // Государство и право. 2022. № 6. С. 192 - 195.

6. Савельев В.А. Справедливость (aequitas) и добросовестность (bona fides) в римском праве классического периода // Государство и право. 2014. № 3. С. 63 - 65.

7. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. М., 2018. С. 10.

8. Хвостов В.М. Система римского права: учеб. М., 1996. С. 11, 12.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх