Развитие политического августинизма в контексте концептуализации идеи христианского государства

 
Код статьиS0022890-9-1
DOI10.31857/S102694520022893-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ректор Славяно-Греко-Латинской академии
Аффилиация: Славяно-Греко-Латинская Академия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 12
Страницы150-155
Аннотация

В научной статье по теории государства и права исследуется развитие политического августинизма в контексте концептуализации идеи христианского государства. При обобщении философско-политической мысли августинизма как развития идей дуализма идеи «двух градов» отмечены следующие основные установленные в ходе исследования моменты: 1) в теократической концепции труда «О граде Божьем» автором оправдывается существование государства как системы подчинения. Для Августина человек отнюдь не политическое, но социальное существо. Необходимость подчинения возникла в силу грехопадения человека, по природе человек создан не подчиняться, но сообщаться с другими людьми на социальном, а не на политическом уровне властвования и подчинения. Бог не закладывал в людей необходимость подчинения одних людей другими; 2) развивая мысль блаженного Августина, папа Григорий Великий и другие последователи политического августинизма пришли к вполне очевидному для них выводу, что власть изначально исходила от Бога, существовала с момента сотворения мира и была установлена как патерналистская. Концепция политического августинизма определяет, что люди по своей природе равны, и в использовании механизмов принуждения по отношению к другим нет необходимости. Однако каждое общество требовало наличия механизмов управления, необходимых для его существования; в пользу этого аргумента свидетельствует тот факт, что на схожих принципах основана ангельская иерархия, то есть иерархическая модель горнего мира. Грех же повлиял на то, что потребность в принуждении оказывается неизбежной и сила принуждения начинает действовать. Впоследствии же августиновская мысль о сверхъестественности града небесного был искажена тем, что он был ассоциирован с земной Церковью с целью подчинения светской власти церковной, что привело к противостоянию между государством и Церковью в средневековой Западной Европе.

Ключевые словаполитический августинизм, христианское государство, о граде Божьем
Ключевые слова (др.)De civitate Dei
Получено30.10.2022
Дата публикации29.12.2023
Кол-во символов25229
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 120

Оценка читателей: голосов 0

1. Аврелий Августин. О граде Божием. XX, 9.

2. Кирабаев Н.С., Аль-Джанаби М.М., Чистякова О.В. Знание, разум и вера в арабо-мусульманской и христианско-патристической традициях эпохи Средневековья // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 5–19. DOI: 10.21146/0042-8744-2020- 4-5-19

3. Arquillière Η.-X. L’augustinisme politique: Essai sur la formation des theories politiques du Moyen Âge. Paris, 1972. P. 43, 142, 148 - 152, 159, 170, 176.

4. Arquillière Η.-Χ. Réflexions sur lэessence de lэaugustinisme politique // Augustinus Magister: T. I - II: Communications. Paris, 1954. P. 991–1001.

5. Collomp D. Sacre et royauté dans l’épopée tardive: l’exemple de Dieudonné de Hongrie // Représentation, pouvoir et royauté à la fin du Moyen Âge / J. Blanchard (red.). Paris, 1995. P. 279–294.

6. De la connaissance de Dieu, ou monologue et prosloge avec ses appendices, de Saint Anselme, archeveque de Cantorbery et docteur de L'eglise / Saint Anselme, archeveque de Cantorbery; G.C. Ubaghs (ed.). Louvain, 1854. P. 4–7.

7. Funkenstein Α. Théologie et imagination scientifique du Moyen Age au XVII siècle. Paris, 1995. P. 295.

8. Gilson Ε. Introduction à l'étude de Saint Augustin. Paris, 1949. P. 235.

9. Gilson E. Les métamorphoses de la cité de Dieu. Paris, 2005. P. 73, 74.

10. Καραπαννοπουλοσ Ν.Ε. Ιστορία της Μεσαιωνικής Δύσης (5ος – 11ος αι.). Αθήνα, 1996. Σ. 51–56, 142.

11. Quillet J. La philosophie politique de Marsile de Padoue. Paris, 1970.

12. Quillet J. Les clefs du pouvoir au Moyen Âge. Paris, 1971. P. 14.

13. Reviron J. Les idées politico-religieuses d'un évêque du IXe siècle: Jonas d’Orléans et son De institutione regia. Paris, 1930.

14. Rufino P.G. Clovis contre Alaric: L’histoire de l’empire wisigoth de Toulouse à Tolède. Paris, 1996.

15. Vincent C. Introduction à l’histoire de l’Occident medieval. Paris, 1995. P. 30.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх