Право на ремикс: идеи и оригинальные формы музыкального творчества

 
Код статьиS102694520021575-3-1
DOI10.31857/S102694520021575-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель директора кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам
Аффилиация: НИУ Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 8
Страницы47-62
Аннотация

Современный этап развития творчества характеризуется повышением технологичности этого вида деятельности. Искусство создания популярной музыки укладывается в эту тенденцию, высвечивая её преимущества и недостатки наиболее ярко. Особенность производства популярной музыки заключается в повторении стандартных выразительных средств, доказавших свою привлекательность. Копирование популярных фрагментов и эффектных музыкальных приемов приобрело массовый характер, вылившийся в становление звуковой ремикс-культуры. На этом фоне в судах как в России, так и за рубежом увеличилось количество споров о границах законного заимствования музыкального материала. В медиа сфере обсуждаются примеры противоправного присвоения фрагментов из популярных песен, нарушающие права их композиторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Для разрешения таких споров выработаны специализированные процедуры, результаты применения которых вызывают критику. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к правовой квалификации копирования музыкального материала. Исследуется феномен образования музыкальных стандартов, повторяющихся элементов, приёмов и клише, которые предлагается отнести к категории неохраняемых музыкальных идей на доктринальном уровне. Анализируются способы, применяемые для установления нарушения авторских прав, выявления фактов противоправного присвоения музыкального материала и существенного сходства произведений. Обращено внимание на тест уникального качества музыкального произведения и его обоснование с точки зрения принципов авторского права. Для вынесения решений по делам о копировании музыки предлагается использовать данные о количественном соотношении охраняемого и неохраняемого материла в сравниваемых произведениях, а также об источниках заимствования, которые могут быть получены с помощью компьютерных средств распознавания музыки

Ключевые словамузыкальный ремикс, производное произведение, заимствование, присвоение, плагиат, неохраняемая идея, тест уникального качества
Получено09.03.2021
Дата публикации15.09.2022
Кол-во символов62082
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 373

Оценка читателей: голосов 0

1. Володина Э. Спор о двух секундах: можно ли считать семплирование плагиатом? Deutsche Welle, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://p.dw.com/p/1HD63 (дата обращения: 03.09.2020).

2. Довгалюк А., Глонина В. Переработка произведения vs «параллельное» творчество: понятие, критерии разграничения // Цивилистика. 2018. № 3.

3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Система. Задачи кодификации: сб. ст. М., 2003. С. 42 - 44.

4. Масик К. Где скачать сэмплы и звуковые эффекты: 11 каталогов с бесплатными звуками. Samesound, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://samesound.ru/soft/88126-free-samples-libraries (дата обращения: 24.02.2021).

5. Филиппова А. Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет. Онлайн издательство BURO. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.buro247.ru/culture/cinema/13-dec-2019-the-best-remakes.html (дата обращения: 18.02.2021).

6. Akdeniz C. The Pareto Principle. IntroBooks, 2019. P. 7.

7. Bosher H. Has Skidmore v Led Zeppelin changed US music copyright infringement rules for better or worse? 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ipkitten.blogspot.com/2020/03/has-skidmore-v-led-zeppelin-changed-us.html (дата обращения: 16.02.2021).

8. Bruce A. Lehman. Intellectual Property and the National Information Infrastructure: The Report of the Working Group on Intellectual Property Rights. 1995. P. 104.

9. Chused R.H. A Copyright Anthology: The Technology Frontier. Anderson Publishing Company, 1998. P. 260.

10. Colston C. Principles of Intellectual Property Law. Cavendish Publishing, 1999. P. 225.

11. Constine J. Instead of stealing instruments, musicians turn to Splice. TechCrunch, Verizon Media, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://techcrunch.com/2018/04/16/splice-sounds/ (дата обращения: 11.10. 2020).

12. Deahl D. Justin Bieber was accused of stealing a melody, but it’s actually a royalty-free sample you can buy online. The Verge, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.theverge.com/2020/2/17/21140838/justin-bieber-changes-running-over-asher-monroe-synergy-splice-sample-melody (дата обращения: 11.10. 2020).

13. Ferguson K. Everything is a Remix, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.everythingisaremix.info/blog/everything-is-a-remix-remastered (дата обращения: 17.02.2021).

14. Geoghegan M.W., Klass D. Podcast Solutions: The Complete Guide to Podcasting. Apress, 2006. P. 45.

15. Goodrich A.J. Complete Musical Analysis: A System Designed to Cultivate the Art of Analyzing and Criticising and to Assist in the Performance and Understanding of the Works of the Great Composers of the Different Epochs. J. Church Company, 1889. P. 282.

16. Hindemith P., Mendel A. Methods of Music Theory, 30 MUSICAL Q. 20, 24–25 (1944).

17. Landry Ch., Bianchini F. The Creative City. Demos, 1995. P. 20.

18. Langford S. The Remix Manual: The Art and Science of Dance Music Remixing with Logic. CRC Press, 2014.

19. Livingston M., Urbinato J. Copyright Infringement of Music: Whether What Sounds Alike is Alike. Vand. J. Ent.&Tech., 15, 2013. P. 227–231, 291–295. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2050560

20. Lund Jamie. An Empirical Examination of the Lay Listener Test in Music Composition Copyright Infringement (March 29, 2012). URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2030509

21. McIntyre H. More And More, It's The Remix That's Actually The Hit. Forbes, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.forbes.com/sites/hughmcintyre/2016/03/27/more-and-more-its-the-remix-thats-actually-the-hit/#4bb7d2505bf4 (дата обращения: 16.02.2021).

22. Milner G. They Really Don’t Make Music Like They Used To. The New York Times, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.nytimes.com/2019/02/07/opinion/what-these-grammy-songs-tell-us-about-the-loudness-wars.html (дата обращения: 18.02.2021).

23. Osborne R. Philosophy in Art. Zidane, 2008. P. 10.

24. Owen H. Music Theory Resource Book. Oxford University Press, 2000.

25. Rahmatian A. Concepts of Music and Copyright: How Music Perceives Itself and How Copyright Perceives Music. Edward Elgar Publishing, 2015. P. 35, 36.

26. Santiago J.M. The “Blurred Lines” of Copyright Law: Setting a New Standard for Copyright Infringement in Music, 83 Brook. L. Rev, 2017. P. 297, 307, 316.

27. Scruton R. Rhythm, melody and harmony. “Music in the Western tradition is spread out in three dimensions: rhythm, melody and harmony”. The Routledge Companion to Philosophy and Music / ed. by T. Gracyk, A. Kania. Routledge, 2011. P. 24.

28. Shelvock M.T. Cloud-Based Music Production: Sampling, Synthesis, and Hip-Hop. CRC Press, 2020. P. 27.

29. Swindali T. Music Elements: Music Theory, Songwriting, Lyrics&Creativity Explained, 2020. P. 110 - 113.

30. Tapscott R. District Court Finds Katy Perry’s ‘Dark Horse’ Not Substantially Similar to ‘Joyful Noise’ Ostinato [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ipwatchdog.com/2020/03/21/district-court-katy-perrys-dark-horse-not-substantially-similar-joyful-noise/id=120058/ (дата обращения: 16.02.2021).

31. Tracy M. Copyright law and harmonic structure. Jazz Research Papers. 1991. International Association of Jazz Educators. URL: http://www.michaeltracy.com/blog/wp-content/uploads/2009/02/copyright_law.pdf

32. Villa L. Hispanic Heritage 2020: The Beat Goes On With 11 Iconic Remixes. Billboard Media, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.billboard.com/articles/columns/latin/9449580/hispanic-heritage-2020-11-iconic-remixes (дата обращения: 18.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх